Первая редакция стратегии пространственного развития Екатеринбурга, которая определит приоритеты в городском планировании, будет готова к апрелю. До этого времени чиновники спрячут свои наработки в столах и не покажут их даже депутатам.
О разработке документа на комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию рассказывал и.о. начальника департамента архитектуры Сергей Косенко. Обсуждения еще несуществующей стратегии затянулись на час и в осадке оставили больше вопросов, чем было до.
В начале своей речи начальник Главархитектуры затронул философскую составляющую стратегии.
— В самых разнообразных рабочих группах при сборе данных мы относились к пространству как к мультифункциональному понятию. В работе над пространственной компонентой стратегического плана города большое внимание уделили ценностям города, исторической памяти города. Тем самым СПР отличается от таких сугубо технических документов, как Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Они являются инструментами реализации стратегии.
Держа в голове скандал с новой транспортной моделью, разработчики стратегии посоветуются с населением, бизнесом, профессиональными ассоциациями, представителями культуры и власти. Собственно, весь 2016 год Главархитектура демонстрировала открытость: когда устраивала воркшопы с приглашенными иностранными экспертами, проводила анкетирование екатеринбуржцев или просила горожан выразить мнение в форме эссе.
|
Мнения горожан — противоречивые. И так по каждому вопросу. Слайд: проект 100moe.com |
Первая версия концепции выйдет к апрелю, а окончательно (с правками) принять ее в мэрии собираются до конца 2017 г. За эти восемь месяцев, по словам Косенко, документ должен стать продуктом общественного согласия.
Каркасом пространственной схемы должны стать связи Екатеринбурга и соседних городов («Нет смысла строить в каждом городе отдельный полигон коммунальных отходов»), определение зон, где строить жилье нецелесообразно («Сегодня городская ткань расползается и город начинает застраиваться хаотичным образом»), выделение фокус-территорий («Застройка набережной, ВИЗ-Правобережный, редевелопмент промплощадок и частного сектора»), транспортная доступность («Чем ближе дома к транспортным коридорам, тем плотнее застройка»).
— Один из принципов, который обсуждался, — сохранение уникальных городских ландшафтов. Политика направлена на сохранение исторических построек и сомасштабность новой застройки, чтобы через дорогу от частного сектора не возникали высокие здания. Постановка высотных объемов должна взвешиваться и обсуждаться: где это может быть, а где — нет.
Однако депутатов больше всего интересовал емко сформулированный вопрос: так все-таки вширь или ввысь развиваться городу? Пропустив мимо ушей пространные объяснения чиновника, участники заседания начали выпытывать, где воткнут очередную «свечку».
— Общий приоритет такой: мы не должны уродовать город высотными тычками, если силуэт исторической части города составляют среднеэтажные дома, — ответил замглавы горадминистрации Алексей Белышев.
После наводящих вопросов вице-мэр пояснил: «Мы не предполагаем развитие вширь, но мы полагаем, что уникальные высотные объекты являются отражением того, что мы прогрессивный город. Мы считаем, что устаревший жилой фонд, в том числе частный сектор — это не есть современный тренд. Он должен быть замещен».
— Мы будем повышать плотность застройки в городе, но не за счет высотных объемов, а за счет горизонтальной плотности. Приоритет — в пользу среднеэтажной жилой застройки. Практика показывает, что плотность при строительстве 25-этажного дома ниже, чем когда сносится много бараков и строится условная Свердлова — ансамблевая среднеэтажная улица.
Сергей Косенко
Сергей Косенко, отвечая на вопрос о градостроительных приоритетах, привел планировочный района Истокский как пример территории, которую стратегия пространственного развития отторгнет. «Есть частные территории на землях сельхозназначения, где на первом этапе строится жилье. А потом латифундист нарезает поле по 10 соток и продает в розницу. Никто не задумывается, где садики, школы и дороги. С такими проявлениями тоже надо что-то делать», — отметил он.
Председательствующий на комиссии Владимир Крицкий решил уточнить, где проходят границы исторического центра.
— Чем больше читаю исторических книг, тем больше убеждаюсь, что историческое наследие в Екатеринбурге — минимально. Уездный город с маленьким количеством памятников и интенсивным развитием после 1917 г. Сегодня мы восхищаемся тем, что в Екатеринбурге много памятников конструктивизма. А что такое конструктивизм? Это самый простой, самый примитивный стиль архитектуры — 30-е гг., индустриализация, нужно было быстро строить заводы и здания, которые бы эти предприятия обслуживали.
Виктор Ананьев посчитал, что стратегия пространственного развития может и не вписываться в рамки действующих законов, но должна формулировать ценностные вещи: «Стратегия — это документ самого верхнего порядка, и я воспринимаю ее как техзадание, запрос на корректировку нормативных актов».
Некотрые депуаты заранее опасаются народного гнева, причиной которого может послужить разночтения в концепции пространственного развития, и поэтому призывают Главархитектуру обсуждать с горожанами все детали, чтобы привести пространственную формулу к общему знаменателю.
— Необходимо найти точки соприкосновения, потому что каждый имеет собственное мнение. Но есть вещи, где позиция у людей сходится. Вот есть у нас водная артерия Исеть. Все — ученые, урбанисты — сходятся в мысли, что она должна быть уникально представлена, выглдядеть конфеткой. Правильно, что сегодня мы это обсуждаем. Тогда не будет ситуации подобно транспортной, когда нам выдали готовую концепцию, и мы начали ее критиковать. Почему нас не привлекли к разработке, почему нам не дали высказаться и не учли мнение? В этом случае это действительно будет документ общественного согласия.
Впрочем, Олег Хабибуллин не ожидает, что стратегия понравится всем, поскольку вопрос архитектурного облика города — это не предмет голосования, а предмет работы профессионалов. С ним согласился и Владимир Крицкий, который разъяснил свою позицию на близких ему вещах — и тема ушла в сторону эстетических чувств горожан.
— Я строитель. Я понимаю технологию строительного производства, но не понимаю канонов архитектуры. Когда архитекторы говорят: «Вы со своими грязными сапогами в искусство не лезьте», — я их порой понимаю. Но когда они лезут в технологии — я им говорю то же самое: «Вы, не понимая сути, не рисуйте здания в форме яиц, которые невозможно построить». Все страны Юго-Восточной Азии развивались без общественного обсуждения. Появлялся один высокообразованный человек, принимал решение и, никого не слушая, доводил его до конца.
Фото: архив 66.ru
У уплотнения застройки главный результат только один прослеживается - превратить город в большую круглосуточную пробку и за счет этого сделать его пешеходным - чтобы дойти в любую точку города, не считая территорий вокруг метро, можно было быстрее, чем доехать :)
Мы считаем, что устаревший вице-мэр — это не есть современный тренд. Он должен быть замещен.