Но, похоже, городских чиновников не надо уговаривать.
С другой стороны, зона влияния города должна распространятся за пределы самого города. Выступающие не использовали в речи слово «агломерация», но оно имелось в виду. Екатеринбург и города-спутники должны принять единые стандарты, ограничивающие застройку на каких-то территориях. Стратегия не работает, если ее устанавливают внутри административных границ одного муниципалитета.
По задумке градостроителей, «пылесосить» деньги для Екатеринбурга смогут имиджевые проекты, которые уже сейчас следует возвести в приоритет. Таких у нас несколько: набережная реки Исеть, региональный парк, огибающиий Верх-Исетский пруд, аэропорт Кольцово и промышленные площадки.
Еще одной точкой развития могут стать зеленые каркасы: «Система ландшафтных и водных объектов является каркасом города и позволяет сохранить природные ресурсы. Формирование такого каркаса влияет на цены на недвижимость рядом с парковой зоной. Стоимость может отличаться в разы».
Ниже еще несколько тезисов от создателей стратегии:
- Несколько производственных площадок нуждаются в редевелопменте. Архбюро MLA+ осторожно предложило начать реновацию с Завокзального и Виза, а потом — чем черт не шутит — приглядеться к Уралмашзаводу. Хотя достаточно сложно перейти к новому производству, когда веками ковали железо.
— Уралмашевская площадка нужна городу как место приложения труда. Но необходимо внедрять туда новые технологии. К сожалению, сегодня там очень много собственников, участки рапроданы, но задача города, науки и бизнеса — найти такие проекты, которые будут выгодны всем. Договориться с каждым собственником — это очень сложно. То же касается и Завокзального. С владельцами ведется работа, там есть инициативная группа. Последние два года разрабатывается концепция. Мы считаем, что это территория высоких потенциалов.
- Плотность застройки распределяется не от центра к периферии, а вдоль сложившихся маршрутов общественного транспорта. В большей степени это касается метро и трамваев.
- Высотный силуэт города соответствует строгим правилам, которые определяют места, где можно расположить небоскреб, а где нельзя. Деловые центры придают Екатеринбургу столичность.
- Екатеринбургу необходим транспортный скоростной коридор, проходящий с запада на восток.
И все-таки сквозь концепцию проглядывали конкретные проекты. Например, создание «Аэрополиса» — нового центра притяжения в районе Кольцово. Проектировщики утверждают, что в мировых мегаполисах территория вокруг аэропорта — это не депрессивная периферия, а многофункциональная зона для временного пребывания людей. Поэтому Кольцово предлагается застроить арендным жильем, развивать там торговлю и услуги и пустит туда 24-часовой автобусный экспресс.
|
Или превратить недостроенную телебашню в арт-проект по примеру китайского Гуанчжоу. «Нужно перестать считать вышку нашим фетишем, а наполнить ее функциями», — заметил Алексей Белышев. |
Или расширить железнодорожный вокзал, отщипнув кусок от Завокзального. В перспективе уральская столица станет транзитной точкой по пути от Азии в Европу. Существующие мощности просто не справятся с вереницей ж/д составов c дешевыми товарами из Китая.
Управлять всем этим хозяйством, по задумке, будет созданное Агентство реализации городских проектов — структура, которая сводит на одную площадку чиновников, спонсоров и идеи. Никаких дополнительных вливаний не потребуется: агентство берет на себя только консультационные и организационные функции. На первом этапе деньги на улучшение города можно собрать в буквальном смысле «с миру по нитке». Например, около 12 млн руб. в год даст городская лотерея, организованная к 300-летию Екатеринбурга.
|
Новые жилищные проекты должны появляться вдоль существующих маршрутов общественного транспорта. И больше никаких масштабных строек на несколько миллионов квадратных метров жилья. |
Замглавы администрации Евгений Липович, выслушав рассказ иностранцев о «прекрасном далеко», уточнил: «То есть город-завод не нужен, а нужен город-заводоуправление, который смог бы координировать работу крупных предприятий в Магнитогорске, Челябинске и Нижнем Тагиле?» «В целом — да», — оценили мнение эксперты.
А сити-менеджер Александр Якоб расстроился, что в презентации практически не упоминалась наука. «Как же так? У нас базируется уральское отделение Российской академии наук, из вузов ежегодно выпускается 150 тыс. студентов (а еще недавно — 190 тыс.). Научно-образовательная сфера — это один из локомотивов развития города, а вы ее как-то недооценили. К сожалению, наука сегодня не интегрирована в процесс принятия решений и не используется на благо горожан, что неправильно», — посетовал чиновник.
Черту под обсуждениями подвел и.о. начальника Главархитектуры Сергей Косенко, на конкретном примере объяснивший сложность кооперации власти и бизнеса и полярность их интересов.
— Посмотрите, в районе Новокольцовской ТЭЦ вырубят несколько сот гектаров леса ради строительства индустриального парка. К слову об экономии ресурсов и компактности: теперь нам нужно тащить на окраину никому не нужную дорогу. А потенциал есть внутри города — та же уралмашевская площадка.
«Для бизнесменов выгоднее строить на периферии: земля там дешевле. Зато для города это дополнительные затраты на сети и дороги. Есть возможность развиваться в городе, но тут дольше сроки окупаемости. Что дешево для города — дороже для инвесторов, и наоборот», — дополнил мысль Тимур Абдуллаев, главный архитектор Екатеринбурга.
Через месяц, 16 ноября, в Ельцин-центре пройдет форум «Города России 2030: пространство для жизни», на котором жителям покажут окончательную концепцию пространственного развития Екатеринбурга. Все мысли будут оформлены в книгу.