Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

8 декабря 2015, 11:00
Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
История застройки Широкой Речки от деревянных бараков до современных высоток.

Еще 10–15 лет назад мы и предположить не могли, что далекая окраина, где есть старенькие деревянные бараки, обветшалые двухэтажки и целая россыпь садовых домиков и частных коттеджей, станет одной из главных строек Екатеринбурга. В новой серии нашего спецпроекта «Эволюция города» узнаем, как произошла такая неожиданная метаморфоза.

Вначале была речка

Своим названием Широкая Речка обязана природе. Может показаться, что это название сплошная нелепица, оксюморон. Но на деле сочетание несочетаемого вовсе не литературный прием, а вполне реальное отражение действительности. Небольшая речушка, которая до сих пор течет отсюда на север и впадает в Верх-Исетский пруд, весной могла разливаться аж на два километра! Сейчас ее почти нигде не увидишь: во время осушения территории под строительство реку спрятали в трубу. Увидеть воочию в районе можно другую речку — Патрушиху (впадает в Исеть). Она, однако, тоже иногда не прочь стать широкой и выйти из берегов.

Кроме речки очень долгое время ничего примечательного в этом районе и не было. В картографическом справочнике «Окрестности Екатеринбурга», датированном 1889 годом, местность именуется «Широкореченский кордон». Никаких построек, дорог и направлений не указано. Судя по всему, тут стояла только избушка лесника, которую окружали река, лес да болото», — рассказывает основатель музея истории района при школе №25 Татьяна Евгеньевна Соломеина.

Территория обретает реальные очертания, а главное — значение для города, только в начале XX века.

Сын местного спичечного короля — Степан Васильевич Логинов — решает заняться торфоразработкой для нужд отцовского предприятия. Сначала он осваивает район современных улиц Гурзуфской, Посадской, а потом перемещается в район Контрольной.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

Первый толчок к развитию территория Широкой Речки получила благодаря сыну местного спичечного короля. Степан Васильевич Логинов решает заняться торфоразработкой и находит месторождения в этой части города.

Добыча шла успешно, Логинов думал о расширении — как территории добычи, так и сбыта готового торфа. Но Первая мировая, революция, а затем и Гражданская война — так и не дали развернуться бизнесу подававшего надежды торфяного магната. Стране тогда вообще было не до предприятий: люди были заняты сменой власти.

К торфозаготовкам на этой территории вернулись уже после революций. В 1927 году была открыта электростанция на Большеконном острове, для ее работы и понадобился торф. До электростанции проложили узкоколейку на Широкую Речку и район принялись заселять.

Широкореченская драма

Работать на широкореченском торфянике людей свозили со всей страны. В архивных документах есть записи о тамбовцах, жителях Мордовии, Башкирии. Какое-то время работали здесь даже расконвоированные заключенные, рассказывает Татьяна Евгеньевна.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

Лапти — важный предмет для истории Широкой Речки. Первые жители района — марийцы, мордва — ходили именно в лаптях.

И если заключенных привозили по указанию, то простых людей вербовали почти как в шпионы. Переманивали из колхозов, обещали хорошие деньги, а не «палочки» за трудодни. «Хороших» денег работники торфяника, конечно, не получали.

Татьяна Соломеина, учитель и основатель музея истории Широкой Речки в школе №25:

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

— Вербовали в основном женщин. Увозили целыми товарными вагонами по железной дороге. Им даже придумали особое прозвище — торфушки. Не знаю почему, но считалось, что работа это женская. А ведь это был тяжелейший труд! Стоя в болотистой жиже, лопатами вырезать кубики торфа, подавать эту тяжесть наверх, укладывать для просушки…

В 30-х годах, после начала коллективизации, на Широкую Речку стали свозить спецпереселенцев. История каждого из них — как остросюжетная драма.

Татьяна Евгеньевна показывает нам уцелевшую с тех времен фотографию главы семьи Шуровых. Иван Степанович родился и жил под Камышловом. Во время Первой мировой войны он ушел на фронт и попал в немецкий плен. К счастью, после завершения войны остался жив и вернулся на родину. Одно из немногих светлых его воспоминаний о военном времени — европейская архитектура. Очень уж ему пришлись по душе каменные дома, кирпичные коровники, чистота и порядок, который царил в домах у немцев. После возвращения с войны все 20-е годы он работал на износ, чтобы заработать себе на такой дом. Заработал, отстроил… на свою голову.

Через год-полтора его раскулачили и пешком из Камышлова пригнали всю семью на торфяник на Широкой речке.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

В школьном музее хранится множество фотографий и дневников первых поселенцев Широкой Речки. Историю района копили по крупицам, в итоге удалось собрать внушительную коллекцию и множество интересных историй. Ученики иногда удивляются, обнаружив на стенде информацию о своем дедушке или прадеде.

Были и те, кто бежал на Широкую Речку сам — от коллективизации. Из числа таких — семья Хабибуллиных. Когда в деревню Карболка пришли раскулачивать зажиточных крестьян, он собрал всю семью, ночью (чтоб никто не заметил) вывел на улицу, усадил в телегу, запряженную коровой, и ушел.

Архитектура в стиле «баракко»

Бывших кулаков расселили в деревянные бараки. Быт был более чем скромным. Нары слева, нары справа, семья от семьи отгораживается занавеской. Так и жили.

«Положение спецпереселенцев было настолько трудным, что в августе 1931 года бюро УралОбкома посылает комиссию по таким поселкам. Ревизоры делают неутешительные выводы: хлеб на 90% состоит из примесей (как в блокадном Ленинграде), пайки получают только работающие. То есть если в семье пятеро детей и работает только отец, то на всю семью они получают один паек. Санитарные условия ужасные: тиф брюшной, тиф сыпной, дизентерия. Никаких условий для приемлемой жизни нет — ни школ, ни фельдшерских пунктов. Один из проверяющих замечает: подчас люди не могут выйти на работу — даже лаптей нет», — рассказывает Татьяна Евгеньевна.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

Макет поселка Широкая Речка образца 30-х годов, сделанный школьниками. Из построек — только деревянные бараки и клуб, тоже деревянный.

После того как были объявлены удручающие результаты проверки, в Широкой Речке решено было построить школу и ряд других соцучреждений. Это позволило решить сразу несколько проблем: во-первых, дети не превращались в беспризорников, пока родители пахали на торфодобыче. Во-вторых, куда проще стало контролировать санэпидемобстановку в районе, сократить смертность и увеличить производительность труда. Живые и здоровые люди все-таки работают лучше.

Для школы отгородили часть барака, поставили столы. Выписали двух учительниц, набрали 60 учеников и разделили на четыре класса. Занятия проходили в две смены.

Через год — в 1932 году — специально под школу выстроили еще один деревянный барак. Он простоял вплоть до конца 60-х.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

В 1957 году в поселке построили каменное здание школы (красный дом с белыми фальшколоннами), а в 1969-м оборудовали еще большой пристрой (здание из серого кирпича за ним). Местные жители до сих пор называют пристрой новой школой, хотя она уже и не новая совсем.

Со временем появились в поселке и каменные двухэтажные дома. Большая часть из них, а также несколько деревянных бараков сохранились в поселке до сих пор. Но, судя по всему, проживут они недолго: у горадминистрации глобальные планы по застройке микрорайона.

Многоэтажная история

Вплоть до 90-х годов XX столетия этот район расценивался исключительно как рабочий поселок на отшибе. В советское время вдоль улицы Суходольской выросли дачные поселки, а в разгар «лихих девяностых» — коттеджи.

Централизованная застройка в районе начинается уже в XXI веке — в микрорайоне началась эра нового, качественного и комфортного жилья. В 2008 году «Атомстройкомплекс» построил несколько многоэтажек по улице Соболева, а через четыре года застройщик сдаст здесь еще несколько домов, но уже по улице Муранова. Для Широкой Речки это были первые, но очень важные шаги вперед.

В 2010 году в этом направлении решают возвести экспериментальный поселок «Светлореченский». Территорию решено было застроить таунхаусами и невысокими (не более трех этажей) домами. Жилье в них было распределено очередникам — молодым и многодетным семьям, малоимущим. Микрорайон даже рассматривали как одну из показательных площадок к «Иннопрому-2011». Но малоэтажная история не получила масштабного продолжения: совсем скоро чиновники и строители вновь переключились на многоэтажную застройку.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

Долгое время Широкая Речка была территорией исключительно частного и малоэтажного домостроения. В 2000-х годах ситуация меняется кардинальным образом.

Городские власти официально признали юго-западное направление одним из наиболее перспективных для развития. Впервые о планах по развитию и комплексному освоению «Горнощитского луча» — земель рядом с поселками Совхозный, Хутор, Горный Щит и Широкая Речка — заговорили в 2011 году. Год спустя стало понятно, что в ближайшее время основное строительство в этом направлении сконцентрируется именно в районе Широкой Речки. Вот такие данные, например, приводятся в постановлении сити-менеджера Александра Якоба от 2012 года: свыше 146 га будет застроено, из них на жилые зоны придется 86 га, рекреационные — 15 га, общественно-деловые — 10 га.

Под дороги и инженерную инфраструктуру отдадут 35 га. В районе появятся две новые школы, аптеки, прачечные, химчистки, гостиница, небольшой стадион, спортзал, офисы банков, здание вуза и подростковый клуб. Участки под застройку регулярно стали выставляться на аукционы — и на Широкую Речку один за одним пошли застройщики.

Дорасти до «Академического»

В 2012 году застройщики получили в распоряжение 2 гектара практически полностью свободных участков земли. Первой на новую территорию уже традиционно вышла компания «Атомстройкомплекс» — с проектом жилого комплекса «Хрустальногорский».

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

2012 год. Спустя три года на месте этого пустого поля три застройщика возведут несколько кварталов жилых домов. Фото из архива «Атомстройкомплекса»

Строители в буквальном смысле оказались посреди чистого поля, где с нуля принялись возводить новый жилой квартал. В утвержденный проект планировки района с самого начала были включены ключевые объекты инфраструктуры: садики, школы, поликлиники, коммерческие площади. Спустя два года — в 2014-м — первые три дома жилого комплекса были сданы.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

Двор находится в окружении домов разной этажности, за счет этого на детскую площадку практически в любое время попадает солнечный свет. Кроме того, благодаря такой планировке, во двор не проникают шум дорог и пыль. Доступ автомобилей во двор ограничен. Дети могут спокойно гулять, а родители — не беспокоиться за них.

Жилой комплекс построен по принципу квартальной застройки. Это позволило застройщику на ранней стадии планирования определять потребности будущего района. У новоселов появляется возможность получать всё необходимое для максимально комфортного проживания.

Сегодня в квартале уже есть три продуктовых магазина, магазин бытовых товаров, салон красоты, парикмахерская, детский клуб. Построили детский сад, еще один — в проекте, началось строительство школы.

Рядом с «Хрустальногорским» компания «Стройтэк» начала возводить жилой комплекс «Новелла», затем на площадку вышла «Синара Девелопмент» с проектом аж двух ЖК: «Перемена» и «Перемена-2». В нескольких сотнях метров, рядом с поселком Светлореченский, «Уралстройинвест» начал строительство двухсекционного многоэтажного дома «Азбука», а южнее, вдоль улицы Суходольской, стройку развернула «Брусника». Кроме этих пяти застройщиков уже заявили о своих планах реализовать в районе Широкой Речки собственные проекты еще две девелоперские компании: «Астра» и «Пред-групп».

Таким образом, сейчас в районе, некогда считавшемся окраиной, работают сразу семь застройщиков и девелоперов. Причем многие проекты уже на финальной стадии строительства, так что даже сложная экономическая ситуация планов по вводу объектов существенно не изменит.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

В районе ведут строительство сразу несколько застройщиков. Это играет на руку покупателям: конкуренция заставляет застройщиков держать хорошую цену и не уступать в качестве.

Еще одна масштабная стройка компании «Атомстройкомплекс» в этом районе началась на улице Тенистой. В ближайшие несколько лет здесь фактически будет создан новый микрорайон, рассчитанный на 4,5 тысячи жителей.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

Уже по плану нового микрорайона видно, что строители заложили необходимую инфраструктуру: детсад, школу, спортплощадку, паркинг, коммерческие площади. Кроме того, план предусматривает наличие множества аллей, прогулочных зон с беговыми дорожками и спортивными площадками.

Судя по рендерам проекта, в ближайшее время здесь вырастут не только два десятка домов, запланировано также строительство детского сада на 300 мест, начальной и средней школ на 1750 мест, надземного паркинга, офисного и торгового центров.

Эволюция города: как на месте торфяника вырос самый перспективный район города

В районе улиц Суходольской и Гвардейцев уже началось возведение первого дома будущего микрорайона.

Дороги на вырост

Перспектива Широкой Речки предельно ясна — редевелопмент старой застройки поселка Широкая Речка и застройка свободных близлежащих участков. Министерство государственного имущества Свердловской области этим летом уже анонсировало, что выставит на земельные торги два участка из числа неразграниченных земель. На каждом из них можно будет построить полноценный жилой комплекс, сформированный по принципу квартальной застройки. В конце года, правда, чиновники решили с аукционом повременить и первым делом построить дороги к будущим новостройкам.

Вопрос с дорогами — вообще один из самых актуальных для Широкой Речки. Не так давно на выезде из района расширили перекресток улицы Суходольской с Объездной дорогой. Кроме того, по информации администрации города, в проекте планировки района предусмотрено продолжение улицы Краснолесья до Суходольской, чтобы связать Широкую Речку с Академическим. Предполагается строительство большой развязки улиц Суходольской, Евгения Савкова и Хрустальногорской. Последняя, согласно Генплану, должна продолжить улицу Сахарова в Академическом и выйти на Московский тракт на десятом километре (сейчас в этом месте располагается стоянка для фур, грузовой шиномонтаж и другая придорожная инфраструктура).

Столь масштабное развитие сети автодорог необходимо району «на вырост», ведь согласно Генеральному плану Екатеринбурга, численность населения Широкой Речки через 10 лет должна достичь 50 тысяч человек — а это почти столько же, сколько сейчас живет в Академическом. Такого масштабного заселения новых территорий Екатеринбург не видел давно.

Текст: Мария Ефремова. Фото: Константин Мельницкий; 66.RU