Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Давайте признаем, что мы не Венеция». Почему «Динамо» не попадет в список ЮНЕСКО

22 марта 2017, 17:30
«Давайте признаем, что мы не Венеция». Почему «Динамо» не попадет в список ЮНЕСКО
Фото: архив 66.ru
Следующим претендентом от Екатеринбурга на звание объекта всемирного наследия может стать Белая башня.

Спорткомплекс «Динамо» не вошел в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом 66.RU рассказали в международной организации. Напомним, что ранее научно-методический совет по культурному наследию Министерства культуры РФ рекомендовал включить памятник конструктивизма из Екатеринбурга в число уникальных объектов градостроительства и архитектуры, назвав его «ярким образцом советского авангарда, отвечающим всем критериям для внесения в список ЮНЕСКО».

Почему спорткомплекс «Динамо» пока не получил признания на международном уровне и какие памятники Екатеринбурга могли бы войти в список всемирного наследия, 66.RU спросил одного из основателей и директора издательства TATLIN, архитектора и эксперта по конструктивизму Эдуарда Кубенского.

— Я не думаю, что это мировой заговор против Екатеринбурга. Все памятники ЮНЕСКО — это какие-то неповторимые вещи, такие как египетские пирамиды, греческий Акрополь или Московский Кремль. Спорткомплекс «Динамо» я бы назвал памятником архитектуры федерального значения.

Попасть в список ЮНЕСКО больше шансов у Белой башни. Это в прямом смысле жемчужина екатеринбургского конструктивизма. Она выделяется из общего ряда даже по формальным признакам. Если бы Белая башня получила особый статус, Екатеринбург бы от этого только выиграл. ЮНЕСКО гарантировало бы сохранение нетронутой территории вокруг памятника. Сейчас вокруг Белой башни стоят торговые центры и автозаправка, которые портят восприятие объекта и лишают его доминирующего статуса.

Представьте себе, если бы возле пирамид Хеопса египтяне построили спальные комплексы. Наверное, кто-то бы на этом заработал, но в общемировом контексте они бы потеряли куда больше. Поэтому я уверен, что здравомыслящие египтяне до такого никогда не додумаются. Они понимают, что могут заработать больше (и зарабатывают) благодаря туристам, которые едут со всего мира, чтобы увидеть пирамиды.

Мы живем в такое время, когда всё, что препятствует свободному хождению денежных средств, оказывается невостребованным. Считается, что это будто бы мешает развитию экономики. Поэтому любое ограничение (в том числе запрет на строительство вокруг Белой башни) было бы воспринято так: город потеряет деньги, рабочие места… Но почему-то никто не говорит, что бы мы приобрели, отказавшись от очередного ТЦ. Зарабатывать можно, ничего не строя. Можно улучшить качество жизни, не вырубая парк и не возводя на его месте супермодный, суперкомфортный жилой комплекс.

Очевидно, что появление храма в акватории Городского пруда навсегда лишит «Динамо» возможности попасть в список ЮНЕСКО. Никто не будет спорить, что «Динамо» — памятник конструктивизма, но цена этого места будет уже совсем другая. Поэтому мне кажется важным вопрос о том, в какое состояние мы привели этот памятник, чем мы его обложили, обстроили и обставили.

На мой взгляд, ворошить среду, которая там сложилась, строительством храма не стоит. Это то же самое, что взять фотографию 50-х годов, на которой изображены наши бабушка и дедушка, и вписать с помощью фотошопа в нее свою дочь, чтобы прабабушка и внучка оказались на одном фото. Это, конечно, сделать можно, но ведь это бессмысленно.

Взять под охрану ЮНЕСКО весь центр Екатеринбурга, как говорил Андрей Боков, у нас не получится. Я бы, конечно, подписался под его словами, но Екатеринбург не тянет на такую историю — в отличие от того же Санкт-Петербурга. Нужно понимать, что у нас не Венеция. У нас другая парадигма. Мы — большое промышленное предприятие, вокруг которого строится жизнь. И чтобы изменить эту парадигму, понадобится не одно десятилетие.

Фото: архив 66.ru