— Ну что, куда едем-то?
— Точный маршрут пока неизвестен. Смотрим по GPS, где работает техника, туда и поедем.
Мы выдвинулись в ночной пресс-тур по контролю уборки снега с улиц Екатеринбурга, организованный администрацией Екатеринбурга. В машине, идущей впереди нас, — заместитель председателя комитета благоустройства Владимир Капустин.
Первая остановка — на улице Карла Либкнехта. Отсюда коммунальщики собирают и вывозят снежные валы с обочины уже чистой дороги.
Владимир Капустин, заместитель председателя комитета благоустройства администрации Екатеринбурга:
— По существующим ГОСТам, проезжую часть необходимо расчистить в течение шести часов, а вот вывозка в принципе не регламентируется по времени. Здесь идет уже плановая работа: сформировался снежный вал — вывезли. Вывозка стоит очень дорого, но мы вынуждены ее делать, потому что у нас дороги не отличаются шириной, а пропускную способность обеспечить необходимо. Снег вывозится со всех центральных улиц, где интенсивное движение, обязательно — на автобусных маршрутах, с мостов и путепроводов, с опасных мест, где есть ограждения. Его везут на снежные полигоны, у каждого района — свой, у Орджоникидзевского — два. Там он хранится до весны, летом тает.
В общем, на Карла Либкнехта всё хорошо.
Дальше по маршруту — улица Луначарского. «Здесь у нас даже женщины лопатами работают», — вроде бы даже с гордостью подмечает Владимир Капустин.
— В последние дни погода — то плюс, то минус. Читатели жалуются, ходить скользко. Что с тротуарами? — спрашиваю у чиновника.
— Вчера погода была неустойчивая: днем дождик, ночью это все начало подмерзать. Пока была плюсовая температура, делался упор на уборку вот этой каши с тротуаров. Понятно, что ее убрать досуха не получится никогда в жизни — все равно останется водяная пленка, которая ночью подмерзнет. Поэтому за прошедшую ночь в городе было высыпано 60 тонн мелкофракционного щебня. Это хороший показатель, была посыпана большая площадь. В принципе, удалось сделать так, чтобы на основных тротуарах не было скользко.
— Мы ведь сейчас говорим только о центре города…
— А у нас там больше всего пешеходов. Центр — это место массового притяжения людей. От нас что требуется — мы выполнили: разработали регламент уборки тротуаров. Есть два вида: некатегорийные (вдоль центральных улиц) и первой категории. По некатегорийным прометание и посыпка идет пять раз в неделю минимально, по первой категории — четыре раза. Я считаю, что этого достаточно для обеспечения комфортного движения пешеходов.
Вообще, если техника выйдет на уборку в начале снегопада, то всё, что она сделает в первые минуты, будет совершенно бесполезно. Поэтому существует норматив накопления снега: когда выпадает пять сантиметров — начинается уборка. Тогда обеспечивается проход пешеходов и не образовывается снежный накат, на тротуарах в том числе.
— Посмотрите, вот снежный вал, возле которого мы стоим. Он появился после уборки снега с проезжей части и теперь занимает часть тротуара, который стал у́же. Кто и как определяет, когда его нужно вывозить?
— Вывозка снега вообще никак не регламентирована, в том и проблема. Если бы было так, что снег должен быть вывезен со всей улично-дорожной сети сто процентов, тогда бы и бюджет на уборку был гораздо больше. В данный момент у нас вывозится снег примерно с 30% от всей площади улично-дорожной сети.
— Кто отвечает за этот конкретный тротуар?
— Точно не могу сказать — либо ДЭУ (дорожно-эксплуатационный участок, — прим. ред.), либо подрядная организация.
— С него уберут вот этот снежный вал?
— Если его обслуживает ДЭУ, то скорее всего, они бы это забрали. Если подрядчик, то у них есть уже свои объемы вывозки. Тут бы вам лучше представитель района пояснил.
— Есть тротуары, особенно на окраинах, на которых из-за снежного вала остаются одни узкие тропинки. Куда людям жаловаться?
— Прежде всего в администрацию района. Если там не реагируют, то конечно же в комитет благоустройства города.
— Смотрите, что получается. В Екатеринбурге есть большая проблема — автомобилизация. Евгений Липович (вице-мэр по вопросам транспорта и экологии) неустанно говорит об «ограничительных мероприятиях по использованию личного транспорта». Но снег с проезжей части, как вы говорите, сгребается за шесть часов. А когда должны убираться снежные валы, которые занимают часть тротуара, — не регламентировано. Не кажется ли вам, что в таких условиях горожанам проще передвигаться на личном авто, а не ходить по узким тропинкам?
— Достаточная ширина для прохода пешеходов — метр-полтора. У щетки трактора рабочая ширина — метр восемьдесят. Первоначально ставится задача пройти все тротуары хотя бы на ширину щетки. Для того чтобы люди могли нормально добраться, куда им нужно, разминуться, с колясками пройти. Понятно, что трафик где-то велик, например, на улице Ленина. Но там в одну щетку крайне редко проходят, всю ширину тротуара стараются очищать. Повторюсь, тротуары тоже убираются — пять раз в неделю.
Этот разговор когда-то должен был закончиться. Но едва мы тронулись дальше искать снегоуборочную технику, Владимир Капустин резко тормозит. Останавливаемся и мы. «Вот посмотрите, наглядный пример: участок обочины, где стояла припаркованная машина, из-за нее не убрано метров 10, в том числе и с тротуара!» — находит корень зла зампредседателя комитета благоустройства.
— Прошлой зимой, когда администрация пыталась почистить улицы в Академическом и просила местных жителей на один день убрать припаркованные машины, мало кто откликнулся. Да и сотрудники ГИБДД, которых вроде бы звали, не приехали, чтобы эвакуировать авто непослушных екатеринбуржцев. В полиции мне потом сказали, что их никто не приглашал, а временные знаки, предупреждающие об эвакуации, были установлены не по ГОСТу. Похоже, эта проблема до сих пор не решена?
— Не хочу комментировать работу ГИБДД, взаимодействие нам наладить сложно. Но в этом году мы поступили по-другому. Мы запретили парковку в центре города. Пока просто оповещаем, но с 7 декабря появятся соответствующие знаки.
— Планируете эвакуировать?
— На сложных участках — да.
На улице Куйбышева мы встретили несколько тракторов с ковшами. Заметив представителя мэрии, водители начинают работать усерднее. Настолько, что фотограф из другого СМИ, который забрался в кабину, потом рассказывал, как сильно трясло трактор, когда ковш цеплял бордюр тротуара.
Владимир Капустин тем временем решил пойти ва-банк и повез нас в ДЭУ Кировского района — показать, как коммунальщики затариваются «Бионордом», чтобы потом его рассыпать по дорогам. Да, тот самый «Бионорд», вокруг которого в этом сезоне так много споров. Автомобилисты и пешеходы жалуются на грязь, разъеденную обувь и даже вроде бы страдающие во время прогулок лапы домашних животных. Представители мэрии в ответ уверяют в безопасности противогололедного материала для здоровья и рассказывают, почему на самом деле наши дороги превращаются в болото. Так или иначе «Бионорда» высыпают на дороги Екатеринбурга по 170 тонн за ночь.
Подъехав к воротам ДЭУ, Владимир Капустин оставляет авто снаружи и продолжает путь по территории с нами в микроавтобусе. Я бы тоже на его месте так поступил. И вот почему:
Перед десантированием Владимир Капустин неоригинально шутит: «Кто боится грязи, лучше не выходите из машины». «Вы прямо почти как мэр говорите», — отвечаю тем же. Шутка не зашла. В ответ тишина.
Еще до начала ночной загрузки техники коммунальщики высыпают «Бионорд» из мешков в кучу, чтобы было удобнее черпать ковшом. «На тротуары мы его не сыпем, там — только мелкофракционный щебень», — на всякий случай уточняет наш спутник из мэрии и указывает на горы неподалеку. А потом с улыбкой добавляет: «Бионорд» — он почти как обычная соль и не опасен для человека». И правда, после погрузки все присутствующие заметили: губы стали солеными на вкус от летящей пыли.
Поступила информация, что где-то нас дожидается техника, чтобы продемонстрировать процесс рассыпки «Бионорда». «Давайте, а то ему еще возить и возить», — поторапливает всех Владимир Капустин.
Место для демонстрации выбрали неудачное. Выйдя из микроавтобуса, наступаем в сугроб. Поднимаем глаза — остановка общественного транспорта. «Эта территория относится вот к этой базе», — оправдывается зампредседателя комитета благоустройства, указывая на ближайшее здание.
На самом деле об уборке снега вблизи остановок мы с Владимиром Капустиным подробно говорили часом ранее, еще находясь на улице Луначарского. И вот что он мне тогда сказал.
— Владимир Александрович, жители окраин часто жалуются: чтобы попасть под крышу, нужно перемахнуть через высокий сугроб.
— В последнее время такие остановки — единичные случаи.
— Они есть, поверьте.
— Встречаются, но не часто. Чаще всего за них отвечает администрация района. С остановочных площадок вывозка валов обязательно должна осуществляться. Для этого достаточно фронтального погрузчика или просто раздвинуть снег на какое-то время, пока вывозка придет. И, как и тротуары, остановки в ежедневном режиме должны обрабатываться противогололедным материалом. Пешеходные переходы и остановки у нас в особом статусе, так скажем.
— Через сколько времени после окончания снегопада площадка вокруг остановки должна быть чистой?
— Так же, как и проезжая часть: через шесть часов.
— Мы говорим только об участке непосредственно вокруг остановки? Где его границы?
— Речь идет о посадочной площадке.
Рабочие продолжают чистить снег. Мы им больше не мешаем.
А теперь о погоде. Как вы уже заметили по фотографиям, все время пресс-тура в Екатеринбурге шел снег.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Вот не надо ля-ля. Автомобилисты несут ответственность и в 99% случаев когда дтп происходит реально из-за скользкой или зауженной дороги виноват будет кто-то из водителей.
А вообще, наш город он как бы "ни для кого", что пешком, что на авто или общественным транспортом - всем плохо. Только метро само по себе у нас полноценный нормальный транспорт, но оно охватывает небольшую часть города.
..да потому, как ссыльный край всегда был.. Не Доминикана бесснежная, однако