Поэтому мы решили провести более важный тест — на взаимодействие покрышек с реагентами, которыми засыпаны наши дороги.
![Шины vs реагенты: как мы их испытывали Шины vs реагенты: как мы их испытывали](https://user67902.clients-cdnnow.ru/localStorage/collection/bb/79/1a/6b/bb791a6b_resizedScaled_1200to760.jpg)
Место и время
Тренировочная площадка мотоклуба Mad Toys на 2-й Новосибирской, специально для теста расчищенная грейдером. Покрытие — асфальт с коркой льда, присыпанной небольшим количеством снега. Чтобы исключить влияние перепадов температур, весь цикл испытаний проведен в промежутке с 12 до 14 часов дня. Перепад температуры в течение дня — от -19° до -12°, в нашем случае — от -19° до -17°. По регламенту, в Екатеринбурге реагенты используют в диапазоне температур до -20°, по заявлениям производителя же, сыпать «Бионорд» можно до -30°.
![Шины vs реагенты: как мы их испытывали Шины vs реагенты: как мы их испытывали](https://user67902.clients-cdnnow.ru/localStorage/collection/36/0e/b7/84/360eb784_resizedScaled_1200to664.jpg)
Резина
Чтобы оценить разнообразие влияния реагентов на поведение автомобиля, мы взяли два диаметрально противоположные комплекта резины: абсолютно новый (но перед тестом слегка прикатанный) комплект шипованной резины Gislaved Nord Frost 200.
![Шины vs реагенты: как мы их испытывали Шины vs реагенты: как мы их испытывали](https://user67902.clients-cdnnow.ru/localStorage/collection/c2/b9/9d/2c/c2b99d2c_resizedScaled_1200to675.jpg)
Gislaved — начальная линейка немецкого концерна Continental. Несмотря на бюджетность (средняя цена по Екатеринбургу — 4200 руб. за колесо), у Nord Frost 200 есть и «небюджетный» асимметричный направленный рисунок протектора, и разработанный финнами шип Eco Tri-Star с твердосплавным направленным наконечником в форме трехлучевой звезды с усеченными вершинами. Фишка в том, что каждый шип весит меньше грамма, поэтому каждая покрышка оснащается существенно большим их количеством, чем это обычно бывает. Собственно, для льда нам примерно это и нужно: чем больше шипов — тем лучше.
За фрикционку отдувалась Nokian Hakka R, прошедшая по дорогам Екатеринбурга один полный сезон. Почему так? Мы не напрямую сравниваем два комплекта покрышек разной конструкции, а смотрим на их поведение в приближенных к реальным дорожных условиях.
![Шины vs реагенты: как мы их испытывали Шины vs реагенты: как мы их испытывали](https://user67902.clients-cdnnow.ru/localStorage/collection/8f/8a/78/37/8f8a7837_resizedScaled_1200to675.jpg)
Результаты Gislaved мы принимаем как некую идеальную точку отсчета, которая показывает, каково вам будет на условно идеальной зимней дороге Екатеринбурга на абсолютно свежих покрышках. Но если вы вспомните, какие разнообразные у нас дороги и сколько километров в шинах на вашем автомобиле, то поймете, зачем нам поношенная «Хакка». Комментирует шинный спец, который помогал в организации теста.
Константин Коршунов, шинный эксперт, «Созвездие колеса»:
— Без «Бионорда» казалось, что никакой разницы между новой шипованной и бэушной липучкой нет: легко прогнозируемая остановка и управляемость. Но в величине тормозного пути разница все-таки огромная: 37 см лишнего тормозного пути хватит, чтобы отремонтировать чей-нибудь «Мерседес». Без применения реагентов новая шина привозит поношенной липучке в среднем как раз 37 см. Но с «Бионордом» разница составляет уже внушительные 88 см. Объясняется это и большей величиной остаточного рисунка, и наличием шипов. Шипы хоть как-то пытаются разорвать тонкую водяную пленку в пятне контакта и вгрызться в еще более-менее прочный лед.
Реагенты
Самый популярный, согласно нашему расследованию, реагент в Екатеринбурге — «Бионорд», который используют для борьбы с обледенением на дорогах общего пользования. Мы закупили два мешка смеси у официального дилера по рыночной цене (750 руб/мешок).
Обработка реагентом тестовой трассы велась очень примерно: в городской администрации нам сказали, что четкого регламента просыпания дороги «Бионордом» нет — обычно его распыляют до 100 гр/м², в более сильные холода количество увеличивается. По инструкции фирмы-производителя, он наносится из расчета до 80 граммов на 1 кв. м. Мы решили взять нечто среднее из обеих методик и отмеряли на квадратный метр порядка 100 граммов (с оглядкой на -17 за окном и погрешность мерного стаканчика).
![Шины vs реагенты: как мы их испытывали Шины vs реагенты: как мы их испытывали](https://user67902.clients-cdnnow.ru/localStorage/collection/a5/fb/34/ef/a5fb34ef_resizedScaled_1200to814.jpg)
Любопытный момент про работу с реагентом: не стоит пренебрегать рекомендацией мануала про «спецодежду, противопылевые респираторы, защитные очки, рукавицы или резиновые перчатки». Мой напарник по тесту вдохнул этой смеси по ходу обработки трассы, и остаток дня провёл с недомоганием и болями в области печени.
Машина
Чтобы отсечь влияние сторонних факторов (масса, развесовка, настройки подвески etc.), резина тестировалась на одном и том же автомобиле с одним и тем же набором колесных дисков. Это усредненный автомобиль В- и С-класса — самых популярных классов, если верить «Автостату», Тестовый автомобиль — уже ушедший с рынка Skoda Roomster Scout снаряженной массой 1,21 тонны и длиной 4,2 метра с одним пассажиром на борту и балластом в багажнике (~55 кг).
![Шины vs реагенты: как мы их испытывали Шины vs реагенты: как мы их испытывали](https://user67902.clients-cdnnow.ru/localStorage/collection/d9/8d/73/44/d98d7344_resizedScaled_1200to691.jpg)
Методика теста
Четыре серии заездов на обоих комплектах резины, по 4 попытки каждая: разгон до городских значений (60 км/ч) с последующим полным торможением. После просыпания траектории реагентом — 40 минут ожидания, которые в реальной жизни отведены на то, чтобы реагент сработал и подвергся уборке. По истечении 40 минут заезды повторяются. Приведенные в таблице цифры — средние значения по 4 попыткам.
Фактические условия площадки не позволяли развить требуемые 60 км/ч, скорость большинства выполняемых попыток укладывалась в диапазон 40–50 км/ч. Что, впрочем, вполне смахивает на типичную скорость передвижения в городе (и даже немного превышает ее). Ну и главное: нам не рекорды скорости были важны, а тенденции поведения автомобиля в условиях, приближенных к бытовым.
Аппаратура
Для записи телеметрии мы использовали прибор Sprint SG-2, который ранее уже помогал нам в испытаниях покрышек. На основании встроенного акселерометра он высчитывает продольное и поперечное ускорение, дистанцию и скорость заезда, тормозной путь, а при необходимости — мощность и крутящий момент.
![Шины vs реагенты: как мы их испытывали Шины vs реагенты: как мы их испытывали](https://user67902.clients-cdnnow.ru/localStorage/collection/f0/4e/81/56/f04e8156_resizedScaled_1200to695.jpg)
Все логи работы сохранены, если у кого-то вдруг возникнут сомнения в корректности проведенных испытаний или калькуляции итоговых результатов.
Подсчёты
Средние значения по всем попыткам приведены в первых двух графиках. Но из-за разницы скорости начала торможения (на «Хакке» удавалось набрать на 3 км/ч больше) мы решили пересчитать итоговые результаты, приведя их все к понятному единому стандарту — торможение с 40 км/ч. Они собраны в итоговой таблице.