Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире

Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook
Учредитель «МФЦ Недвижимость» Михаил Дэви этим летом отправился на сплав по реке Котуй, берущей свое начало на плато Путорана в Сибири. Это самая ненаселенная река в мире — на всем ее протяжении (более 1300 км) здесь нет ни одного села или турбазы, а в некоторые места нельзя добраться даже на вертолете. 66.RU передает историю путешествия от первого лица.

Самая ненаселенная река в мире

Идея путешествия по реке Котуй далась нелегко. Она возникла после похода в 2019 году по реке Курейке на плато Путорана. Тот сплав был короче — мы шли где-то недели три. В этот раз поход был более длительным, но в целом нам было понятно, чего ожидать.

Мы путешествуем компанией, где есть костяк — пять человек. Каждый раз к нам присоединяется кто-то новый. В этом году, помимо нашего костяка, было еще человек пять — некоторых из них мы знали и даже путешествовали вместе. Были три человека из Северодвинска — тоже опытные ребята, но лично мы не были знакомы. В итоге они отлично вписались в нашу компанию, и в этом плане наше путешествие прошло без проблем.

Хорошие люди в команде здесь особенно важны, потому что по реке Котуй редко кто ходит — это самая ненаселенная река в мире. На протяжении более чем 1300 км здесь нет постоянного жилья, поселка или базы. Первый населенный пункт, что мы встретили, был поселок Кресты в устье Котуя, где река сливается с Хетой и образует реку Хатанга.

По всему маршруту — общая протяженность которого составила 1500 км, — наверное, только единицы прошли. В верхней части, в заброшенной избушке на озере Харпича, мы нашли записку инспекторов заповедника, которые были там с вертолетным облетом четыре года назад. В записке было написано: «Следующий облет в июне 2017 года». Но, видимо, никто так и не появился здесь за это время.

Месяц на реке

Так же как и со сплавом по Курейке, заезд наш был через Норильск. Мы прибыли в город, закупили недостающие продукты и три-четыре дня оставались там — ждали летной погоды. Нам нужно было на вертолете пересечь 400 км через несколько перевалов, поэтому трудности с погодными условиями там типичны. Погода в Норильске может быть хорошей, а дальше — нелетной и наоборот. Циклоны идут один за одним.

Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook

Вертолету нужно порядка пяти часов летной погоды: сначала нужно долететь, разгрузиться, потом обратно. Нам повезло — мы попали в погодное окошко и перевал был чист. В последующие дни прогноз опять был плохим, и наш маршрут тогда мог вообще не состояться. В таком случае нам бы пришлось пойти на какой-то более короткий, простой маршрут, но это было бы совсем не то.

Наш сплав длился целый месяц — 31 день. В день мы проходили от 26 до 80 км — в зависимости от условий. На пути было много трудностей. Сначала неизвестность: было много воды и становилось непонятно, какой перекат нас ждет. Ориентироваться мы могли только по не очень хорошим спутниковым снимкам. Шли, так сказать, наудачу.

Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook

За несколько дней мы прошли этот речной участок. Потом вышли на большие озера — в частности, прошли по озеру Дюпкун (Котуйский). Там уже стало спокойнее — река была без порогов.

Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook

В нижней части Котуя снова начинались пороги. Их состояние сильно зависело от уровня воды. Некоторые в имеющейся лоции были обозначены просто как перекаты, не имеющие номера препятствия, а у нас в этом месте был порог четвертой (из максимальных шести) степени сложности. Его даже пришлось проводить вдоль берега, потому что у нас была длинная галера, собранная из трех катамаранов, разбирать ее не хотелось, а управлять в узком пространстве было бы сложно.

После прохождения верхней части реки мы связали три катамарана с помощью деревянных лаг. Длина такой галеры около 15 м. При этом у всей этой конструкции только один маленький моторчик 3,5 л. с. — он помогал быстрее проходить участки с медленным течением.

Оборудование у нас было стандартное для такого сплава: палатки, решетки, спасжилеты, шлемы, трекеры и прочее. Когда останавливались на ночевки, выбирали место так, чтобы палатки можно было разместить на ровной поверхности, кухню ставили ближе к берегу на крупной гальке, а катамараны хорошо привязывали — в этих местах вода может за ночь подняться на несколько метров.

Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook
Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook

Мы знали, что придется идти до конца — других вариантов нет

Так как места здесь труднодоступные, провизию и необходимые вещи мы брали с собой сразу. Чтобы лучше понимать: на этой реке есть места, куда вертолет в принципе не может долететь без промежуточной дозаправки и привезти, например, груз или забрать пострадавшего. Здесь даже если послать сигнал о помощи, МЧС просто посочувствует, но реально помочь ничем не сможет.

Поэтому когда мы шли в этот поход, знали, что дороги назад нет. Нельзя просто сказать на середине пути: «знаете, у меня дела, я пошел домой». Нет, тут придется идти до конца, что бы ни случилось. Поэтому все стойко выдерживали испытания маршрутом.

Зато в награду мы получили потрясающую северную безлюдную природу.

Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook
Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook
Вертолет не спасет. Михаил Дэви о месячном сплаве по самой безлюдной реке в мире
Фото: Михаил Дэви, Facebook

Помимо красивой природы, здесь еще и потрясающая рыбалка: рыбу мы и солили, и коптили, и варили, и жарили. Мы ловили шесть видов: в верховьях обитают хариусы (стандартным размером до 1 кг), затем начал ловиться сиг (до 2 кг), потом в среднем течении были крупная (до 7–8 кг) щука, окунь, язь, и в конце ловился уже таймень. Кроме них здесь обитает еще седьмой вид — голец — но его мы не смогли поймать в озерах: в это время он глубоко на дне.

Ловля тайменя — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Это очень спортивное, приятное, впечатляющее дело. Наш рекорд — таймень весом 20 кг и 1,32 м в длину. Тайменей мы выпускали, конечно же, да и другую рыбу брали только на еду, заготовками впрок не занимались.

Кроме рыб видели много северных оленей — у них период миграции идет и они переплывали реку прямо перед катамаранами. Также встречали лосей, волков, росомаху и множество птиц — гусей, уток, гагар, чаек, лебедей и других. Медвежьи следы тоже видели много раз, но живьем мишки не попадались.

Так мы дошли до конца маршрута, до поселка Хатанга, где сейчас живет всего около двух тысяч человек, и вернулись в город.

Конечно, мы еще отправимся в какое-нибудь подобное путешествие. Оно явно будет короче этого, но что-то интересное можно постараться найти. Правда, уже не раньше следующего года.