Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Музыкальные итоги года: распад «Смысловых Галлюцинаций», новый альбом «Курары» и «Безумные дни»

16 января 2017, 16:30
Музыкальные итоги года: распад «Смысловых Галлюцинаций», новый альбом «Курары» и «Безумные дни»
Фото: архив 66.ru
Авторы книги «Малахитовые гитары» Антон Касимов и Дмитрий Мелких в уже привычной для них форме переписки обсуждают главные события в музыкальной жизни Екатеринбурга за 2016 год.

Дмитрий Мелких

Антон, ты спрашиваешь, чем мне запомнился музыкальный Екатеринбург в прошлом году. Самое главное событие — я наконец поменял струны на своей гитаре, приподнял порожек, сейчас она снова звучит хорошо, звонко на верхах, густо на низах. Что до всего остального… Полистал свой дневник и решил несколько абзацев оттуда процитировать.

«Природы вековечная давильня соединяла смерть и бытие…»
II международный фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге». La Nature. 8–10 июля 2016

Почему на «Безумные дни», второй раз состоявшиеся в Екатеринбурге, надо ходить? Это действительно серьезный международный форум, куда съезжаются крупные звезды академической (и не только) музыки. За три дня они дают несколько десятков концертов в 6–7 залах нашего города. Особые свойства: билеты очень дешевы (как правило, 100–200 руб. за одно мероприятие); сами концерты недлинные (от 40 до 60 минут); все залы для выступлений удобны и находятся в радиусе полукилометра. И самое главное — музыкальный ассортимент невероятно разнообразен: джаз, филармонические суперхиты, авангард, камерные этюды, средневековая и этническая музыка, даже детские песенки. При желании можно успеть на дюжину представлений, а то и больше. Я был на восьми.

Музыкальные итоги года: распад «Смысловых Галлюцинаций», новый альбом «Курары» и «Безумные дни»

На этом фестивале я слушал Первый концерт Чайковского, фортепианный квинтет Шуберта. Пьяццоллу, Прокофьева, Мессиана, Сен-Санса, Дебюсси, Шопена, эрху, китайскую лютню и сибирскую перкуссию. Произведения Майкла Наймана и Стива Райха. А также джазовые стандарты Эллингтона и Гершвина (на трубе). И много чего еще. Но особо выделить следует три концерта. Польские аккордеонисты Motion Trio. Японский мастер тайко Эйтецу Хайаши со своими учениками.

И, наконец, самое главное — вечерний концерт в субботу, 9 июля. В первом отделении — лучшая в мире музыка, Игорь Стравинский, «Весна священная». Во втором — умопомрачительное произведение японского композитора для барабанов тайко и симфонического оркестра. Солировал всё тот же Хайаши-сенсей. Это был лучший вечер лета.

В 2017-м обещают третий фестиваль, на этот раз с темой «Танец». Я пойду. Спляшу там на радостях.

«Злая пуля, учи меня жить…»
«Курара». «Пуля». 2016

Я редко пишу рецензии на музыкальные альбомы, а уж на отечественные — в среднем раз в сто лет. Это уж действительно надо что-то выдающееся сделать. И вот как-то случайно написалось про «Курару». Может быть, дело в том, что недавно эта группа оказалась в числе персонажей одной очернительской книжки, поэтому моральный долг побуждает меня сказать несколько добрых слов про их новый диск. Обложка альбома, во-первых, остроумна; во-вторых, вызывает желание незамедлительно ознакомиться с содержимым; в-третьих, побуждает к размышлениям и интерпретациям.

Вот, например. Как мы знаем из древнееврейской мифологии, строительство Вавилонской башни закончилось смешением языков. Вероятно, музыканты говорят нам, что во время строительства альбома произошло смешение музыкальных языков, то есть стилей, не хуже вавилонского (башня повернута на 90 градусов вправо и издали действительно напоминает пулю). А можно и поглубже копнуть. Почему для обложки использована картина Мартена ван Фалькенборха, а не его более именитого брата Лукаса или не их великого современника Питера Брейгеля — старшего? Они ведь тоже Вавилонские башни рисовали. Возможно, дело в том, что учеником Мартена был некто Г.Ясперс, дальний родственник Карла Ясперса — ключевой фигуры немецкого экзистенциализма. И тут всё становится ясно. Немецкая тема неоднократно появляется в песнях этого альбома. А экзистенциализм (правда, не немецкий, а уральский) — глубинная подоснова всего творчества группы «Курара».

Музыкальные итоги года: распад «Смысловых Галлюцинаций», новый альбом «Курары» и «Безумные дни»

Две песни из «Пули» я слышал еще много месяцев назад. Большого впечатления они тогда не произвели, поэтому и от альбома я ничего особенного не ждал. Тем приятнее было обмануться в ожиданиях. Раньше на любой записи «Курары» присутствовал бронебойный хит, который паровозом тащил за собой остальные песни. Например, энергичный «Локомотив», инфернальные «Глаза» или «Курара-Чибана», от которой барышни моментально падали в обморок. На этом альбоме явных хитов нет, и это здорово его поднимает в моих глазах. Мне приятен печальный настрой большинства песен, невеселая их мудрость, но без того искусственного мрачного пафоса, который, по словам классика, издалека можно принять за величие духа. Тексты альбома перенасыщены смыслами как никогда раньше у этой группы. Я не льщу себя надеждой, что смог считать хотя бы половину, но мне дико нравится разгадывать этот кроссворд.

Фото: архив 66.ru