Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Головоломка» для зрителя: эмоции через край

23 июня 2015, 12:52
«Головоломка» для зрителя: эмоции через край
Фото: kinopoisk.ru
На прошлой неделе в России стартовал показ нового анимационного фильма от компании Pixar. И сразу вызвал бурю положительных отзывов. Мы, пожалуй, присоединимся к хору восторженных голосов.

Pixar — это сам по себе знак качества в мультсреде. Работы кинокомпании обычно оцениваются на 5++. Правда, последние картины слегка снизили эту планку: «Университет монстров» и «Как приручить дракона — 2» тянут всего-то на обычную пятерку. Тем отчетливей на этом фоне выглядит успех новой картины.

В русском прокате мультфильм называется «Головоломка», хотя оригинальный вариант названия Inside out переводится как «наизнанку». И действительно в картине все шиворот-навыворот. Кто обычно выступает в роли главных героев мультфильмов? Люди или животные. На худой конец герои компьютерных игрушек (как в «Ральфе») или созданные людьми роботы. В «Головоломке» человек — не герой, а место действия, где и разворачиваются основные события картины. А главные действующие лица — эмоции 11-летней Райли: Радость, Печаль, Брезгливость (в оригинальном варианте, скорее, Отвращение), Страх, Гнев. Именно за их приключениями, затаив дыхание и порой смахивая слезу, будут следить зрители. А одновременно — переживать за Райли.

По сюжету, Райли с родителями переезжает из небольшого городка в Миннесоте в Сан-Франциско. Вся прежняя жизнь Райли состояла в основном из радостных событий. Об этом заботилась Радость — именно ее можно назвать главной героиней «Головоломки». Светящиеся счастьем воспоминания заполняют практически все закоулки памяти Райли. Конечно, есть на полках с шарами-воспоминаниями и другие цвета: голубенькая печаль, красный гнев, зеленовая брезгливость, сиреневый страх. Но золотистых гораздо больше. Это — заслуга Радости и ее основная работа.

Радость — лидер базовой команды эмоций. Под ее чутким руководством проходит каждый день Райли. И это, конечно, совсем неплохо: в конце концов основное предназначение человека — быть счастливым. Но, управляя командой, Радость — спортсменка-активистка-комсомолка, напоминающая темпераментом и повадками одновременна фею Динь и Ванелопу фон Кекс — слишком много берет на себя. Каждый подход к пульту управления Райли (да-да, настоящий пульт управления с кнопочками, джойстиком и портом, куда вставляется гениальная идея) другого члена команды дается Радости через силу. Особенно нервно относится она к попыткам Печали взять управление на себя. Печаль же в определенный момент начинает печалиться, что ей так мало места в жизни Райли. И безо всякого злого умысла вдруг трогает воспоминания девочки — золотистые радостные шары тут же покрываются синей патиной печали.

С этого и начинается подростковая депрессия Райли, которая слишком тяжело переживает переезд, и путешествие Радости и Печали по закоулкам сознания Райли. Хранилище Длительной памяти, Страна Воображения, Острова, формирующие личность, Студия Сновидений, Тоннель Абстрактного мышления, Пропасть забвения — по такой местности придется путешествовать Радости и Печали, чтобы сохранить личность Райли и вернуть ей прежнее мировосприятие. Помогать им будет Бинго-Бонго — воображаемый друг Райли, забавный котослонодельфин из сахарной ваты, который плачет конфетами. И хотя некоторые представления Райли — банальные штампы (звезда сновидений — радужный единорог, кошмар в виде огромной брокколи, клоун — жутчайший из монстров), в фильме хватает интересных находок, занимательных сцен и остроумных шуток.

Жанр «Головоломки» изначально определен как «American 3D computer-animated fantasy comedy-drama». И это действительно фантастика, комедия и драма в одном флаконе. Всех элементов поровну, и все они вызывают у зрителя бурю эмоций. Фильм помечен маркером 6+, но вовсе не потому что здесь есть сцены, способные исказить мировосприятие дошколенка. Просто малыши вряд ли смогут воспринять, о чем же действительно рассказывается в картине. Впрочем, родители и дети также по-разному будут смотреть этот фильм. Но и одним, и вторым он будет, во-первых, интересен, во-вторых, поможет лучше понять себя и друг друга.

Режиссер фильма Пит Доктер («Корпорация монстров», «Вверх»), чьи фильмы один за другим получают звание шедевров, рассказал на московской премьере, что идея «Головоломки» родилась в момент взросления его собственной дочери, когда он попытался ответить для себя на вопрос, почему и как его ребенок изменился. Могу сказать (как родитель 11-летней дочки), Доктеру это вполне удалось.

Это действительно одна из лучших анимационных картин последних месяцев. И уж точно — самая эмоциональная из всех. И в данном случае слово «эмоциональное» приобретает двойной смысл — мультфильм об эмоциях, вызывающий массу эмоций. Уйти с просмотра удрученно-равнодушным не получится никому.

Совет напоследок: не убегайте сразу после начала титров, во время их прокрутки есть несколько занимательных сцен. А за микроэпизод о том, как эмоции управляют кошками, — отдельный глубочайший респект авторам.