Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Фиаско криптовалют — это лишь следствие». Виталий Калугин — о том, что пошло не так с блокчейном

27 декабря 2018, 13:41
Блокчейн — это поезд, составленный из множества вагонов. Финансовый аналитик Виталий Калугин в авторской колонке на 66.RU объясняет, почему этот поезд двигается так медленно и куда в итоге приедет.

В моей картине мира человек — существо биологическое (если угодно — циники могут читать «животное»), и коль скоро Природа нас одарила разумом — экономическое.

У меня есть своя бритва, но не как у Оккама. Я утверждаю, что при прочих равных человек будет стремиться к тому, чтобы получать тот же объем выгод, минимизируя издержки. Единственный вопрос, на который у любого обычно есть ответ, — «Зачем?». Зачем я делаю то, что делаю? В экономической деятельности есть второй вопрос. Зачем я должен тратить рубль, если то же самое я могу купить за пять копеек? Назовем это житейской мудростью. Среди нас не так много докторов экономических наук, поэтому можно смело сказать, что подобная житейская мудрость является основным двигателем деятельности человека экономического.

В последнее время проекты на блокчейне не проходят эту мою бритву. Они не дают ответ на вопрос «зачем». Для чего он нужен? Нет ответа, как по мне.

Давайте вернемся к базовым понятиям.

Что такое блокчейн? Это поезд из вагонов. Между вагонами жесткая сцепка.

Что хранится в вагонах? Да что угодно. Информация. Сегодня это чаще всего транзакции между контрагентами сети, как правило, финансовые. Но могут храниться любые файлы, которые путем попадания в вагон получают определенную временную метку.

Для чего он делался изначально? Для решения проблемы недоверия каждого к каждому.

Как решалась проблема недоверия? Жестко прописывались правила сцепки вагонов между собой. Последовательность нумерации вагонов должна храниться у как можно большего числа независимых между собой «диспетчеров». Отцепить любой вагон или поменять их местами невозможно без консенсуса большинства. Как правило, это 51%. На практике — меньше. Предполагалось, что добиться консенсуса невозможно в силу того, что «диспетчеров» очень много и они никак не связаны между собой. Это называлось ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЕЙ и обеспечивало неразрывность цепочки.

Как строится механизм сцепки? Путем вычисления сложной функции, требующей огромного количества машинного времени. Все занимаются вычислением этой функции. Поэтому очередной вагон цепляется к другому каждый раз разными «диспетчерами». Причем все построено так, что если вагон из середины состава попытаться извлечь, то ВСЕ последующие сцепки должны быть пересчитаны заново. И исходя из сегодняшних машинных мощностей, это крайне трудоемко самостоятельно. Только если не достичь консенсуса с остальными. Тогда это намного проще.

Где хранится этот поезд? Весь поезд целиком хранится у каждого «диспетчера», сколько бы их ни было. А иначе они не смогут возразить, если кто-то попытается изменить порядок вагонов или поменять информацию внутри. Поэтому — полная дубликация.

Что такое открытый/закрытый блокчейн? У открытого нет контролирующего «диспетчера». У закрытого — есть. Во втором случае — это хозяин.

В теории получалась совершенно гениальная вещь. Никто никому не доверяет, и в силу этого эта огромная масса людей выстраивает некий поезд, информацию в вагонах которого поменять нельзя. Тем самым делая ее абсолютно доверенной! Однажды попав в поезд, файл практически не может быть изменен. Краеугольный камень — децентрализация. Красиво? Очень. Но — в теории.

А потом пошли овраги.

Проблема номер один. Чтобы обеспечить верную сцепку, нужны большие вычислительные мощности. Они есть не у всех, поэтому естественный отбор отсеял мелких майнеров, и на свет появились майнинговые олигополии. И на сегодняшний день, я считаю, ни один блокчейн в мире не является децентрализованным. Ни биткойн, ни тем более Эфириум. А что это значит? Что путем консенсуса узкого круга майнеров любая информация в этом поезде может быть изменена. Иначе говоря — децентрализованный блокчейн не может вызывать доверия. А значит — зачем он?

Проблема вторая. Необходимость хранения копий всей базы у каждого «диспетчера». Надо понимать, что база постоянно пухнет и на сегодня исчисляется сотнями гигабайт и ежедневно пополняется. Через 10 лет для хранения всей базы каждому «диспетчеру» потребуется серверный шкаф.

Проблема третья. Масштабирование. Так как каждую транзакцию нужно верифицировать всеми «диспетчерами», сколько бы их ни было, то система работает ОЧЕНЬ медленно. Вообще говоря, это то, что и похоронит открытый блокчейн. Потому что вся эта система едет со скоростью самого медленного его участника, который тоже обязан быть учтен в консенсусе. Скажем, команда Эфириума ищет решение проблемы два года. Но, я думаю, проблема решения не имеет. Если каждый человек на Земле будет писать в блокчейн хотя бы две транзакции в день, то размер блока будет исчисляться гигабайтами, размер поезда — терабайтами и будет быстро расти. Понятно, что хранить все это добро в сотнях тысяч компьютерах нереально.

Итог. Открытый блокчейн не выживет. Децентрализация невозможна

Что у нас остается? Закрытый блокчейн. Иначе говоря — поезд, у которого мало «диспетчеров». Понятно, что доверие такой блокчейн может вызывать только в том случае, если мы доверяем его держателям. То есть централизованное доверие. Иначе говоря, не выполнено основное условие для использования блокчейна. Необходимость его использования пропадает. Возникает волшебный вопрос «Зачем?». Зачем тратить ресурсы на вычисления для сцепки вагонов, если можно быстрее и проще использовать обычные базы данных. Да хоть тот же Excel? Ну или SQL. Какая разница — есть ли там блокчейн, если его в любой момент можно изменить по желанию его администратора.

Если кто-то не понял аналогию с поездом, то давайте упростим. Представьте себе бухгалтерскую книгу, прошитую и пронумерованную. Строгой отчетности. Ну там книга покупок/продаж. Открытый блокчейн — это тогда, когда изменение любой надписи требует заверения подписями ста тысяч независимых бухгалтеров, полностью перепрошивания всей книги и переподписывания каждой последующей страницы и печати на последнее странице. Причем каждый из независимых бухгалтеров подпись ставить не обязан, а без консенсуса большинства книга перестает считаться достоверной.

А вот закрытый блокчейн — когда бухгалтер один. И с печатью. И может изменять книгу хоть полностью, хоть частично по многу раз в день. Любую запись. Согласитесь, что мы должны доверять этому бухгалтеру на 146%. А если мы ему доверяем, то и книгу можно так не вести. А использовать электронную таблицу. Хоть локально, хоть на облаке. Ну или что там ему удобно.

Получается, что и закрытый блокчейн не нужен

Кто и такую аналогию не понимает. Вспоминаем историю с изменением фамилии сыновей генпрокурора Чайки в Росреестре. На трудночитаемую последовательность букв. Так вот в открытом блокчейне это просто было бы технически невозможно. Такое изменение должны были бы подтвердить сотни тысяч держателей цепочки. И, скорее всего, не согласились бы. А поскольку Росреестр базу данных ведет сам, то и изменять может, как хочет. И не важно — КАК она организована. Блокчейн тут не поможет.

Печально все это.

Но, похоже, фиаско криптовалют — это лишь следствие общей ненужности блокчейнов.