Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг
Фото: фирмы-производителя; 66.RU
Наш автомобильный обозреватель рассуждает, почему сервис микропроката автомобилей снял бы многие проблемы с городской дорожной сети и заставил бы нагреться и без того перегретый рынок пассажирских перевозок.

Найти на карте ближайший к тебе автомобиль, удаленно забронировать, удаленно же разблокировать, покататься и бросить — в общих чертах каршеринг, сервис кратковременного проката, выглядит именно так.

Впервые я увидел каршеринговые машины в Лиссабоне осенью 2014 г.: на платных парковочных местах (а других не завезли) стояли нарядно раскрашенные «Опели-Адам». 29 евроцентов за минуту — и езжай куда хочешь. Когда приехал — просто заверши сеанс и брось машину.

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

С тех пор каршеринг пошел по планете вширь: аналогичные сервисы открылись даже в Праге, а затем и в Москве. До наших провинций он дойдет едва ли, а жаль.

Кому это нужно?

По идее, целевая аудитория такого сервиса — кто-то вроде меня: мобильный человек, пропитанный европейскими ценностями, который в ладах с калькулятором и здравым смыслом. От личного автомобиля я отказался два года назад (в том числе вот поэтому), автомобилем супруги пользуюсь от силы 2–3 раза в месяц, для постоянного перемещения использую рельсовый транспорт или пеший ход, но в редких случаях не отказался бы от четырех колес.

Держать ради такого редкого случая автомобиль — глупо, брать в большом прокате — долго, дорого и глупо. Кто-то с галерки скажет глупость: «А как же велосипед?» — и будет тактично проигнорирован, потому что европейскими ценностями я пропитался не настолько, чтобы ездить в дурацких шортах, вдыхать тонны пыли, а на финише вонять потом на весь офис.

Каршеринг в теории — это отличная штука для человека, которому иногда нужен автомобиль без автомобильных заморочек, как то: искать парковки, платить за парковки, тратить горы денег на страховки, убивать время на автомойки, переживать из-за сколов и царапин на кузове, морочиться с перепродажей на вторичном рынке, ездить по сервисам, выбирать фильтры и колодки, нервничать оттого, что тебя заперли и ты не можешь выехать из офиса, и т.д., и т.п.

«Но! — воскликнут с другого конца галерки. — Для этих проблем уже придумано решение: такси!» И будет чертовски прав! Классическое такси и есть тот самый способ иметь автомобиль, не владея автомобилем.

Но даже в таком развитом городе, как Екб, такси имеет кучу неустранимых недостатков

Во-первых, водительские навыки большинства автомобилистов с профессиональной точки зрения оставляют желать и желать. Особенно в условиях спешки, особенно в ситуации стресса. Не каждый готов доверить свою жизнь и здоровье дерганому водителю, которого видит впервые в жизни. Я вообще уверен, что процентов 80 водителей Екатеринбурга ездить не умеют в принципе, поэтому с левым человеком ехать страшно — надежнее рулить самому.

Во-вторых, в случае с такси — если повезет! — ты можешь уехать в аэропорт с Порфирием Прокопьичем на комфортабельной «Теане», но ведь можешь и с Вазгеном на «Нексии». При этом никто не даст гарантии, что Порфирий Прокопьич не кушал вчера чеснок под водочку, а у Вазгена работает хотя бы половина необходимых для водителя когнитивных функций.

Ну, и никто не отменял душевных разговоров за жизнь. Намедни в Адлере один таксист проорал мне на ухо, что он родом «НИ ИЗ КАКОГО НЕ ЕКАТА, А ИЗ СВЕРДЛОВСКА, ПОНЯЛ?! » Второй «на серьезных щщах» в дороге смотрел по «Рен-ТВ» какую-то дичь про рептилоидов Гитлера и его победы благодаря копью, которым закололи Иисуса.

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

«Копье, которым нанесены раны Христовы, было на долгие годы утеряно, пока его не нашли тамплиеры и не использовали в войне с неверными, а потом снова потеряли, пока его не нашел Гитлер. Именно с этого момента его наступления стали особенно эффективны».
¯ \ _ (ツ) _ / ¯

Поняли, к чему клоню? Каршеринг — идеальный вариант для тех, кто не хочет владеть автомобилем, но хочет порой им пользоваться, не слушая истории из нелегкой жизни Ашота и песню «Аттестат в крови».

А еще хочет экономить

Давайте прикинем с оглядкой на Москву — как наиболее близкий к нам мегаполис. Хотя бы территориально: Прага с Лиссабоном и Франкфуртами все равно дальше.

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

В Москве (собственно, как и везде) пользователи многих каршеринговых сервисов не платят за стоянку в центре города. На этих же местах можно искать свободные автомобили.

Плясать будем от наших реалий. Доходы екатеринбуржцев и москвичей различаются в среднем на 40-60%. Средняя зарплата в Екатеринбурге в прошлом году составляла 41 038 рублей (администрация города), в Москве — 66 562 рубля (Росстат). Соответственно, зарплата москвича на 62% больше, чем у среднестатистического екатеринбуржца.

У столичного сервиса «Делимобиль» стоимость минуты проката — 7 рублей, у Anytime — 6 рублей, у Youdrive — 8 рублей. Итого в московских реалиях чистая стоимость часа проката — 420, 360 и 480 рублей соответственно. Допустим, в наших условиях каршеринг будет на 40-60% дешевле. Почему бы и нет? Метро у нас дешевле вдвое (26 vs 50 руб.), платная парковка в центре на 50-60% дешевле (60 руб. в пределах Третьего транспортного vs 30 руб. за угол Мамина-Сибиряка-Малышева).

Даже если округлить стоимость каршеринга до 200-250+ руб/час — получается красиво. За час езды можно успеть скататься с площади 1905 года до Кольцово и обратно в свободном трафике или как минимум один раз в час пик. За этот же час можно доехать от КОСК «Россия» до «ИКЕА» и обратно. Две поездки на такси по тем же маршрутам (13 км) обойдутся в среднем ~ 657 рублей («Максим») или ~ 452 рубля («Везет»).

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

За границей, кстати, порядок цен получается примерно такой же

Для сравнения: у пражского Car4Way каршеринг стоит или 3,90 Kč /км, или 12 Kč /час. В рублях это 10,6 и 32,64 соответственно.

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

Путь от аэропорта Праги (Рузине) до центра города составляет (как у нас) 13 километров и занимает примерно 30 минут. На каршеринговой машине это 50,7 Kč (137 руб.) по километражу или 6 Kč (16,32 руб.) при оплате по времени. Индивидуальный трансфер на такси из аэропорта стоит 550 Kč (1 496 руб.).

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

137 рублей — или 1 496 рублей? Вот и ответ на вопрос, зачем нужен каршеринг. Особенно если в аэропорту для таких автомобилей предусмотрены бесплатные места.

А вот и ответы на вопрос, зачем это Екатеринбургу

Во-первых, это новый виток конкуренции. Рынок такси у нас все еще далек от совершенства, и появление еще одной альтернативы заставило бы таксопарки и агрегаторы (Uber, «Яндекс», «Везет») еще вдумчивее следить за качеством сервиса. Я уж не говорю про джихад-такси класса «маршрутки», которые попросту останутся без клиентуры, которая за 3 руб./мин. свои короткие пробросы по Екатеринбургу будет совершать сугубо на каршеринге.

Во-вторых, со временем это позволило бы реально разгрузить дороги. Каршеринг перетянул бы в свои ряды тех автомобилистов, кто общественным транспортом пользоваться брезгует, в такси ездить боится, но все еще держит личный автомобиль для жалких 10–20 км пробега в сутки.

«Расшарь мне тачку, чувак», или Почему Екатеринбургу очень нужен каршеринг

Чехи из Autonapůl подсчитали, что 1 каршеринговый автомобиль — это как 10 личных автомобилей. Только один. То есть 100 каршеринговых автомобилей могут, теоретически, освободить трафик от 1 000 личных автомобилей.

С галерки опять кричат: «Для разгрузки дорог надо строить 8-уровневые развязки и 10-этажные бесплатные паркинги для народа». А я скажу, что не надо. Это долго, дорого и неэффективно. Трафик надо оптимизировать, перетаскивая людей из персонального транспорта в неперсональный.

Но есть и подводные камни

Даже целые айсберги и скалы. Так, неконтролируемый прокат автомобиля открывает широкое поле для маневров гражданам, доставляющим запрещенные вещества. Или гражданам, чьи сотрудницы оказывают сомнительные с точки зрения морали и нравственности услуги личного характера.

Еще вся лента моего «Фейсбука» второй день ругается на московский сервис «Делимобиль», у которого договор составлен витиевато, с обилием сносок и мелкого шрифта. А потом внезапно выясняется, что машины без каско и за аварию по вине водителя придется заплатить:

  • полную стоимость ремонта (395 231 руб.),
  • штраф компании (82 046 руб.),
  • и по мелочи: 5 500 за экспертизу, да 750 рублей 60 копеек за почтовые расходы.

Нормально мужик на «Солярисе» покатался — полмиллиона теперь должен…

Договор, конечно, нужно читать вдумчиво, особенно когда речь идет о пользовании объектом повышенной опасности. Но даже это не самый острый подводный камень.

Бизнесу это неинтересно

Еще в 2014-м, после Португалии, я общался с парой крупных коммерсантов на тему: «А почему бы не сделать вот так вот здесь?» Прямой коммерческой выгоды от каршеринга применительно к Екатеринбургу мы тогда насчитать не смогли: слишком велик входной порог в этот бизнес, слишком велики операционные расходы и риски. Вкупе с инфляцией, девальвацией и прочей пенализацией всё это делает каршеринг не слишком интересным для малого и среднего бизнеса.

Неинтересен он и игрокам рынка такси. В разное время я задавал вопросы про каршеринг директору местного офиса «Яндекс.Такси» Алексею Соховичу-Канаровскому и главе DRL Group Роману Деменьшину. Позиция их сходится примерно в одной точке: «Много сложностей, бизнеса тут пока нет».

Как и многое в нашей стране, каршеринг в регионах мог бы взлететь при господдержке и участии. В конце концов, не только нам, но и администрации города нужно оптимизировать трафик. Но у администрации денег на газоны нет, не то что на создание каршеринговой платформы. Пусть сначала с «Городским парковочным пространством» разберутся, да штрафы взимать научатся. А то системе платной парковки аккурат в эти дни исполнилось два года, а паркоматы по-прежнему стоят безжизненными арт-объектами.

Какой уж тут каршеринг.

Вопрос
Нужен Екатеринбургу и вам лично каршеринг?
  • 47%
  • 37%
  • 14%
  • 2%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Фото 66.ru; скриншоты: Autonapůl.org; car4way.cz; erasmuslifelisboa.com; delimobil.ru; 66.RU