Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Всему здравоохранению нужна реабилитация!» Омбудсмен Мерзлякова назвала пять главных проблем в медицине

9 февраля 2021, 13:56
К системным проблемам, которые стали «негативным результатом модернизации и оптимизации в медицине», добавилась задача по борьбе с COVID-19.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова на февральском заседании регионального Заксобрания выступит с докладом о своей работе за 2020 год. В документе, имеющемся в распоряжении редакции 66.RU, целый блок посвящен состоянию медицины. До этого чиновница уже критиковала здравоохранение в регионе, а сейчас решила подробно остановиться на «болевых точках» этой сферы.

«Оптимизация здравоохранения, в ходе которой мы лишились доступного здравоохранения сначала в селах, а потом и в городах, продолжает негативно сказываться на жителях области.Не только человеку, но и всей системе здравоохранения нужна реабилитация после коронавируса», — заявила Татьяна Мерзлякова.

Список проблем, на которых остановилась региональный омбудсмен, следующий:

  • Недоступность первичной медицинской помощи

Здесь Мерзлякова отмечает, что эта проблема стала в 2020 году актуальной не только для сел, но и для городов: значительное количество жалоб поступило от жителей Екатеринбурга и Нижнего Тагила.

«Значительные расстояния от сел до районного центра с больницами и затраты, которые несут люди для того, чтобы добраться до бесплатной медицинской помощи на такси, при общих низких доходах и невысоком уровне жизни в таких территориях, делают право на охрану здоровья незащищенным и нереализуемым. «Андриановичи — это тоже Россия! И мы ее жители», — справедливо напоминают заявители в своем обращении», — говорится в докладе омбудсмена.

И если в «первую волну» пандемии люди жаловались на недоступность медпомощи по хроническим заболеваниям, то начиная с сентября 2020 года, постоянными и многочисленными стали жалобы на недоступность помощи по заболеванию COVID-19: невозможность дозвониться до поликлиники, вызвать на дом врача и сдать бесплатный тест на коронавирус.

По информации Мерзляковой, анализ обращений граждан о недоступности амбулаторной помощи выявил еще несколько проблем: неготовность амбулаторной службы к объему заболеваемости коронавирусной инфекцией с сентября 2020 года (отсутствие кадрового и организационного ресурса); не в полной мере задействован информационный ресурс: гражданам не была предложена и информационная поддержка; увеличение количества тяжелых случаев течения заболевания, требующих госпитализации.

В этом же разделе она подчеркнула, что невозможность диагностики и лечения ряда заболеваний, в том числе онкологических и кардиологических, представляет угрозу безопасности населения.

  • Недоступность льготных лекарств

«Вновь приходится отмечать, что в нашем регионе все еще есть населенные пункты, в которых отсутствуют аптеки, а расстояние до ближайшей аптеки — более 40 километров, либо аптеки есть, но они не могут выдавать препараты по таким рецептам», — жалуется Мерзлякова. Для решения этой проблемы она предлагает разработать в регионе централизованную систему выездного обеспечения льготными препаратами.

Также она отметила, что в «первую волну» жители, которые лечились от коронавируса на дому, не могли получить бесплатные лекарства. Хотя должны были. Министерству здравоохранения Свердловской области она предлагает провести тщательный мониторинг результатов распределения препаратов для амбулаторного лечения и сопоставить сроки появления у пациентов симптомов коронавируса, последующего подтверждения наличия инфекции, наличие или отсутствие своевременных визитов и назначений лечащего врача и, соответственно, фактические сроки выдачи пациентам препаратов.

  • Невозможность получить выписку на рецепт в интернете

Выписка рецептов на получение льготных лекарств сейчас производится только на один месяц и только при личном посещении поликлиники. «По запросу уполномоченного по правам человека министерство здравоохранения разъяснило, что в период распространения COVID-19 выписка лекарственных препаратов людям в возрасте старше 60 лет и состоящим на диспансерном учете, организована без посещения поликлиники на срок до шести месяцев», — говорится в тексте документа.

  • Недоступность больниц для инвалидов

Сообщество инвалидов, обратившееся к Мерзляковой, отмечает, что труднодоступны для инвалидов-колясочников и недостаточно приспособлены к потребностям лиц с инвалидностью в Екатеринбурге: ЦГБ № 7, ЦГБ № 14, ЦГБ № 40, Свердловский областной онкологический диспансер, Белоярская центральная районная больница, ГБ Первоуральска, Уральский институт кардиологии, Свердловская областная больница № 2.

«Важно, чтобы при проектировании каких-либо изменений в зданиях либо при закупке какого-либо оборудования для улучшения доступности учреждений органы власти и организации, ответственные за эксплуатацию зданий и помещений, привлекали для консультаций самих потребителей таких услуг, то есть представителей организаций инвалидов, поскольку нередко приспособление зданий и сооружений происходит без понимания того, как этим будет пользоваться инвалид», — предложила чиновница решение вопроса.

  • Задержка компенсационных выплат водителям скорой помощи в Екатеринбурге

Свердловский омбудсмен объясняет, что даже при наличии специального акта, изданного правительством Свердловской области, выплаты происходят с задержкой.

Решений большинства проблем здравоохранения Татьяна Мерзлякова в своем докладе не предлагает.