В УрФУ экс-министр экономического развития РФ, президент Сбербанка России отвечал на вопросы студентов и преподавателей. Тут же решал прикладные проблемы. Например, объяснял студентке, как платить за общежитие через интернет-банк. А еще обещал помощь и поддержку двум самым важным, с его точки зрения, учебным заведениям в составе уральского университета: детскому саду и СУНЦ УрФУ.
Но, конечно, больше он говорил о глобальных проблемах российского образования, российской экономики и даже российской журналистики. Из полутора часов вопросов и ответов мы выбрали ключевые цитаты главы Сбербанка.
О неконкурентоспособной системе образования
Двести лет назад, когда Наполеон шел с дружественным визитом в Россию, население планеты составляло меньше миллиарда человек. Сейчас — семь миллиардов. И в развивающихся странах многие готовы работать день и ночь, чтобы занять свое место под солнцем. У нас огромное количество конкурентов. И надо быть конкурентоспособными. Надо постоянно самосовершенствоваться.
Но, к сожалению, и я много раз об этом говорил, сегодня российская система образования на всех уровнях абсолютно неконкурентоспособна. Неконкурентоспособны детские сады, неконкурентоспособны средние школы, неконкурентоспособны наши российские вузы. Соответственно, неконкурентоспособны их выпускники.
И наша ответственность — сделать все, чтобы эту ситуацию изменить, чтобы резко повысить качество подготовки специалистов в российских вузах. Но самое важное — повысить качество образования в детских садах. Потому что 80% знаний человек получает в возрасте до семи лет. Среднее образование — это еще 10%.
Для нашей страны глобальная конкурентоспособность, особенно в тех сложных геополитических условиях, в которых мы оказались, критически важна. Мне кажется, что здесь не надо перекладывать ответственность друг на друга. Я не стану говорить, что я отвечаю только за финансы, только за Сбербанк. Это наша общая, совместная задача. Надо кооперироваться и помогать друг другу.
Университеты можно условно разделить на три поколения. И наши, российские вузы в лучшем случае находятся на второй стадии развития. Самые современные, самые мощные высшие учебные заведения, находящиеся на последней, третьей ступени, отличаются тем, что сочетают в себе три ключевых элемента. Во-первых, это система образования, то есть формирование необходимого объема знаний. Во-вторых, это наука. Если вуз не занимается собственными исследованиями, он дает вчерашние знания. И в-третьих, это практика.
Причем практика — это ключевой показатель эффективности современного университета. Важно, насколько выпускники вуза в состоянии заниматься предпринимательской деятельностью. Вы знаете, мы когда-то большой правительственной делегацией выезжали в Массачусетский технологический институт. Долго мучили профессоров и ректора этого учебного заведения вопросами о том, что является их главным KPI. Нам ответили: «Ключевой показатель, за который мы отвечаем, по которому отчитываемся везде — от Конгресса до правительства, — это количество созданных рабочих мест». У нас тогда это в голове не укладывалось: где вуз — а где рабочие места, как они могут на это влиять? Но смысл в том, что, если работа преподавателей не заканчивается успешным внедрением стартапов их студентов, то это не работа, это виртуальная деятельность, не имеющая никакого отношения к экономике.
У нас все время преподаватели вузов говорят: «Мы занимаемся чистой наукой». Для кого они ей занимаются — это большой вопрос. Наука настолько оторвалась от практики, что уже непонятно, что там можно почерпнуть.
Вузы не понимают, для кого они работают. Я задавал ректорам российских высших учебных заведений простой вопрос: «Кто ваш главный клиент?». Каких только экзотических ответов ни получал. Но, по-моему, очевидно, что главный клиент вуза — это работодатель.
К сожалению, наши университеты сейчас очень финансово состоятельны. Я разговариваю с лучшими учебными заведениями страны, и мне, работодателю, говорят: «Слушайте, а зачем вы нам нужны? У нас очень хороший поток, у нас конкурс — 20 человек на место». Из бюджета денежный поток идет, студенты платят. Всё хорошо. Но где здесь работодатель-то? Нет его. Не нужен он.
К тому же, у нас работает множество мелких лавочек, которые фактически занимаются продажей дешевых дипломов. И за этими дипломами нет никаких знаний. Впрочем, помимо знаний критически важно обладать навыками. Знания — это не то, за что специалисты после окончания высшего учебного заведения будут получать деньги. Мы, работодатели, платим за навыки.
На мой взгляд, система образования должна быть построена наоборот: знаний необходимо давать ровно столько, сколько требуется для освоения соответствующих навыков. Мир знаний настолько безграничен, что можно всю жизнь человека учить, но так и не выучить.
О главной российской реформе
Проще всего переложить всю ответственность за любые беды, которые с тобой происходят, на кого-то. Сказать, что это санкции или еще что-то. Но, к сожалению, должен признать, что проблемы России — это преимущественно ее внутренние проблемы.
Мы, очевидно, затормозились в наших реформах. Нужно существенно нарастить темпы преобразований в стране. Если этого не произойдет, я просто не вижу места России в глобальном мире. Перед нами сейчас стоит большой вызов — реформировать абсолютно неэффективную систему управления в стране. И только после этого мы сможем проводить какие-либо другие реформы
О важности банковской системы в структуре экономики страны
Что такое, например, Сбербанк? Сразу отмечу: мы не являемся реципиентом государственной помощи. Мы не получили ни одной копейки из бюджета и, надеюсь, не получим. Тем не менее Сбербанк — это 100 миллионов клиентов — физических лиц и порядка 3 миллионов юридических лиц. Тьфу-тьфу-тьфу, не дай Бог, конечно, но представляете, какой коллапс в экономике произойдет, если эта система вдруг почувствует себя неустойчиво?
Сбербанк брать не будем: cлава Богу, у нас таких проблем нет. Но есть другие, достаточно крупные банки. Если проваливается даже один из них, это несет в себе системную угрозу для функционирования экономики страны в целом.
Это всегда большой вызов правительству. Конечно, банки должны хорошо управлять рисками, чтобы при наступлении кризисных ситуаций суметь сохранить свою устойчивость и без поддержки государства. У нас эта отрасль очень молода, качественный надзор за банковским сектором начал складываться только последние годы. Через какой-то период времени у нас будет достаточно устойчивый банковский сектор, которому не нужна будет помощь государства. В случае возникновения кризисных явлений они смогут противостоять им сами.
О низком качестве российской журналистики
У меня нет любимого телеканала. Я их все не люблю. Практически не смотрю телевизор. Из печатных СМИ я более-менее просматриваю «Ведомости». Во всех остальных просто смотрю, что они публикуют. И, как правило, сразу понимаю, кто это заказал. В нашей стране, к сожалению, с журналистикой проблема. Объективной, профессиональной журналистики очень мало. Поэтому все делается в чьих-то интересах.
О будущем Сбербанка
Мы стараемся вкладывать очень много усилий в трансформацию нашего банка, в трансформацию технологий, но в первую очередь — в трансформацию ментальности и умов наших сотрудников. У нас в 27 странах мира работает 315 тысяч человек. Это огромная армия. И мы, прямо скажем, находимся на начальной стадии освоения международной конкурентоспособности.
Задача нашей команды — построить один из лучших финансовых брендов в мире. Для этого мы очень многое делаем с точки зрения инвестиций в наших людей. Конкурентоспособность любой компании — это конкурентоспособность ее лидеров. Огромное количество менеджеров работает в Сбербанке. И объект нашего пристального внимания — это инвестиции в них.
Мы построили систему подготовки и переподготовки сотрудников. Создали один из лучших в мире корпоративных университетов. Изучили опыт крупнейших мировых компаний, у которых есть корпоративные университеты. Мы первые в России, кто вложился в такую дорогую, но крайне важную и нужную инфраструктуру.
Мне кажется, это очень важно, потому что без обучения, без образования в современном мире не выжить. Если бы меня спросили, какое министерство самое важное в российском правительстве, я бы тут же ответил, что это министерство образования.
У нас в 27 странах мира работает 315 тысяч человек. Это огромная армия. И мы, прямо скажем, находимся на начальной стадии освоения международной конкурентоспособности.
Задача нашей команды — построить один из лучших финансовых брендов в мире. Для этого мы очень многое делаем с точки зрения инвестиций в наших людей.
И этот горе-деятель, кстати длительное время работавший ранее в верхних эшелонах власти, по сути лишь констатирует и без того общеизвестные в целом негативные факторы, видимо стыдливо опуская и свою далеко немалую роль в этом, а вот конкретных конструктивных предложений по скорейшему исправлению ситуации, противодействию регрессивным явлениям - так и не прозвучало. И это также типично от подобных персонажей, как и печально!
1. выстроить единый образовательный процесс: детсад-школа-институт, опираясь на иностранные образцы.
2. сделать учебные заведения финансово зависимыми от работодателей
3. перестроить всю систему государственного управления (как, не говорит, но, пожалуй, знает).
Знания — это не то, за что специалисты после окончания высшего учебного заведения будут получать деньги. Мы, работодатели, платим за навыки. Вообще навыки приходят с опытом. он наверное забыл.
Важно, насколько выпускники вуза в состоянии заниматься предпринимательской деятельностью. То есть наплодим офисный планктон ещё больше и получим полное болото. А кто конструкторами, инженерами и другими специалистами реального сектора будет?
Сам же себе противоречит в репликах о развитии страны
(есть в Америке дерево такое)
Про чистую науку я бы возразил, конечно. Это инвестиции в послезавтрашний день, которые должны быть. Но в экономических, юридических, технологических ВУЗах да, эффективность должна оцениваться по числу созданных рабочих мест.
В мире полно частных университетов и колледжей, которые финансируются крупными копрорациями и готовят кадры для этих корпораций. Подобные вещи нужно поощрять.
А что вы имеете в виду? Горный инженер идет в авиаконструкторы? Или металлург в нефтянке?
Вот по этому у нас в стране и бардак. Работа по профилю, он прав. Желание совершенствоваться есть - получай второе, третье высшее. и будешь многопрофильный специалист
Тупик, в котором люди ничего не делают, только договариваются о том, кто лучше знает, как надо. В песочнице наблюдаю, регулярно. Дети не могут договориться о том, кто будет "водить", потому что не могут выбрать, кто будет считать, потому что хвастаются считалочками. А играть никто и не хочет уже.
Проблема не в том, что научный сектор не генерирует идеи, которые можно было бы коммерциализировать и не в том, что "наука отровалась от практики". Проблема в том, что сама структура нашей экономики и внутренняя политика государства не оставляет места для подобной деятельности. Нельзя построить инновационную экономику в квазифашистской петрократии, где не работают основные демократические институты: где нет свободы слова, где нет независимых судов, где нет рыночной конкуренции, где нет уважения к частной собственности. Сам УрФУ с очень большой натяжкой можно назвать университетом - там и в помине нет академических свобод, там и в помине нет независимых студенческих организаций. Мнение профессуры, которая во всех цивилизованных странах составляет управляющее ядро любого университета, значит чуть более, чем ничего в российских реалиях.
Так что у вузовских преподавателей, по большому счету, и нет другого выбора, кроме как "заниматься чисто наукой". Хорошо, что ещё есть люди, которые способны делать это на приличном мировом уровне. Но судя по тону высказываний господина Грефа и инициативам Минобра, госчинуши пошли на штурм этого последнего бастиона.
Это он о ПТУ? Если нет, то он- пустозвон обыкновенный.