Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему Екатеринбург застрял в аномальных даже для него пробках. Три причины

1 декабря 2021, 18:00
Почему Екатеринбург застрял в аномальных даже для него пробках. Три причины
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Чтобы решить проблему заторов в городе, нужно переписать ГОСТы, завершить транспортную реформу, которую свернули еще при Александре Якобе, также резко увеличить штат сотрудников ГИБДД, а кроме того, найти сотню эвакуаторов. Пока все это сделать невозможно.

Екатеринбург по утрам и вечерам превращается в одну сплошную пробку. Причем не только во время снегопадов. Заторы «как перед Новым годом» возникают из-за многих факторов, но главный — новая схема организации движения на перекрестках, которая, по мнению ГИБДД, должна снизить аварийность. Кроме того, в Екатеринбурге пять лет безуспешно пытаются внедрить систему умных светофоров, но режим их работы по-прежнему меняют вручную, без оценки интенсивности трафика. Третий фактор — нехватка людей и техники для эвакуации припаркованных автомобилей, которые также создают заторы.

1. Светофорная реформа ГИБДД

Осенью 2018 года ГИБДД выдала предписание администрации Екатеринбурга об изменении схемы регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов на 58 перекрестках в разных районах. ГИБДД объяснила предписание желанием снизить количество ДТП с пешеходами.

Светофоры настроили так, что в момент, когда проезжую часть пересекают пешеходы, движение транспортных средств на ней прекращается. Водителям даже не позволяется поворачивать, предварительно пропустив пешеходов, как это можно было делать раньше.

Эксперимент начали осенью 2018 года на перекрестке Ленина — Карла Либкнехта. Как следствие, центральная улица несколько дней простояла в пробках, причем не только в часы пик. После этого на перекрестке вернули старую схему движения. Позже аналогичные проблемы возникали на разных участках.

Сейчас в Екатеринбурге на 248 перекрестках разделены транспортные и пешеходные потоки. Правда, аварийность при этом не снижается. Проблема в том, что часто у пешеходов не хватает терпения дождаться разрешающего сигнала светофора для пересечения перекрестка в любых направлениях и они пытаются перейти дорогу на красный. Статистика показывает, что с внедрением новой схемы на перекрестках пешеходов в Екатеринбурге сбивать реже не стали и количество смертей не снизилось.

Проблемы возникают и там, где ГИБДД попыталась разделить и потоки транспортных средств. Так, с сентября в постоянных пробках стоит 8 Марта на участке от Куйбышева до Большакова. Автомобили и общественный транспорт скапливаются из-за нового режима работы светофоров: если раньше на перекрестке Большакова — 8 Марта машины ехали на один зеленый сигнал светофора в обоих направлениях, то теперь сначала проезжают автомобили в сторону автовокзала, затем — по направлению к центру. В ГИБДД такое решение объясняют профилактикой ДТП, происходивших из-за непредоставления преимущества при повороте налево.

2. Остановленная транспортная реформа

Транспортную реформу в Екатеринбурге безуспешно пытаются провести с 2016 года. Для этого был создан Центр управления пассажирскими перевозками (ЦУПП) — на его запуск потратили 24 млн рублей, но нормально он так и не заработал. Главная задача центра — стопроцентный контроль за пассажирскими перевозками — время выхода на маршруты, расписание и т. д.

Кроме того, в рамках усовершенствования транспортной системы должны были появиться умные светофоры, которые бы отдавали приоритет общественному транспорту, а также умные остановки и выделенные полосы по новым маршрутам.

Умные светофоры — система управления дорожным движением, которая состоит из камер и датчиков движения. Она в режиме реального времени оценивает загруженность перекрестков.

Эволюция управления сигнальными устройствами выглядит так:

  • Рассчитывает человек. Исходя из этого, люди непосредственно на месте программируют оптимальный режим работы.
  • Рассчитывают датчики. Информация передается на пульт управления. Диспетчер, если требуется, вручную изменяет режим работы.
  • Рассчитывают датчики, но автоматическая система управления дорожным движением сама просчитывает интервалы «зеленого», оценивая интенсивность трафика и подстраиваясь под него.
  • Рассчитывает специальная программа за счет компьютерного моделирования дорожной ситуации и предлагает наилучший вариант, как справиться с трафиком. При этом светофоры перенастраивает тоже компьютер.

Пока Екатеринбург застрял где-то между вторым и третьим пунктами.

В октябре 2020 года глава МБУ «Центр организации движения» Данил Меркулов рассказал, что сейчас интеллектуальная система светофоров работает только по прописанным сценариям, вне зависимости от ситуации на дорогах. Для того чтобы оперативно реагировать на то, что происходит на дорогах — аварии, дорожные работы, раскопки, заторы, — город начали оснащать детекторами транспорта и камерами видеонаблюдения.

«При достижении определенного количества этих детекторов можно будет говорить о какой-то автоматизации», — рассказал Меркулов. Пока только около 10% всех перекрестков — 60 светофоров из 653 —оборудовано такими комплексами.

В горадминистрации признают, что Центр управления пассажирскими перевозками работает не в полную силу и пока систему умных светофоров не удалось запустить.

«ЦУПП был создан в связи с проводимой транспортной реформой. В какой-то момент Александр Якоб ее остановил. И некоторые вещи остались нереализованными. В частности, умные светофоры. Создана система, позволяющая оперативно перенастраивать их удаленно, но до самостоятельной «интеллектуальной» работы они еще не дошли», — рассказали 66.RU в пресс-службе мэрии.

3. Нехватка эвакуаторов и сотрудников ГИБДД

Проезду мешают не только светофоры, но и припаркованные машины. Из-за них же техника не всегда может убрать снег зимой, что тоже сказывается на дорожной ситуации.

Поскольку ГУ МВД по Свердловской области отказывалось работать с частными предприятиями, которые предоставляют услуги эвакуации, зимой 2020 года машины фактически не вывозили. Такое решение обосновывали тем, что полиция готова сотрудничать только с муниципальным предприятием. Поэтому в мае 2021 года муниципальное предприятие «СМЭП Екатеринбурга» получило разрешение на перевозку и хранение автомобилей.

Но трудности с эвакуацией не исчезли. Машины, которым вывозить, есть, но некому управлять работой службы эвакуации со стороны ГИБДД — там не хватает людей. Раньше заявки экипажей ДПС на эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей обрабатывали в дежурной части до двух десятков сотрудников, сейчас — всего один.

Это подтверждают цифры: в октябре «СМЭП Екатеринбурга» вывезло 68 автомобилей, в ноябре — чуть больше 70, пишет «Новый день» со ссылкой на пресс-службу мэрии. Для сравнения: до того, как началась неразбериха со службами эвакуации машин, — вывозили более 200 за день.

По мнению бывшего главы администрации Орджоникидзевского района, главы «Гильдии строителей Урала» Вячеслава Трапезникова, чтобы решить проблему неправильно припаркованных автомобилей, городу нужно как минимум 100 эвакуаторов.

«Десятилетиями идет разговор о том, как бы нам пересадить людей на общественный транспорт. Эффект — ниже нуля от этих разговоров. Обсуждать, убирать ли парковки, — это попытка управлять ветром. Люди все равно будут ставить машины, если мы не запретим. Предметом дискуссии здесь может быть только одна тема — как нам добиться, чтобы 100 эвакуаторов появились в городе, и как бы мы могли создать платные парковки», — считает он.