Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Узаконенная дань. Почему все плохо с системой фиксации нарушений

11 декабря 2018, 08:01
Колонка
Узаконенная дань. Почему все плохо с системой фиксации нарушений
Фото: 66.RU
Наш автомобильный обозреватель с оглядкой на счетчик одометра и свой банковский счет рассуждает про киберпанк, который мы заслужили: как выстроенная система беспристрастной автоматизированной фиксации становится не инструментом наказания нарушителей, а системой возмездия за невнимательность.

В этом году я проехал примерно 12 988 километров в руле, из них почти 90% (10 860 км) — по дорогам Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, ЕС и Южной Европы. Заплатил 1 (один) штраф — за перегоревшую лампочку заднего правого габарита.

По дорогам Свердловской области в общей сложности я проехал километров, по-моему, 1000 и только что оплатил 9 (девятый) штраф.

Если смотреть сухую статистику цифр и протоколов, то здесь я — злостный нарушитель, сатанинское отродье и питаюсь младенцами, а как только пересекаю границу — превращаюсь в агнца божиего, к которому отродясь не было претензий ни от арендодателей, ни от автопроизводителей, ни от дорожной полиции. Даже арабской — а она самая лютая и всевидящая.

Теоретически, такая психологическая трансформация возможна. На практике — нет: я за себя и за манеру езды знаю, она совершенно не зависит от того, с какой стороны границы я веду машину.

Опять же, кто не верит, может спросить в прокатах: за долгие годы пользования с меня не списали ни цента штрафов с камер фиксации.

ОК, едем дальше и вообще исключаем личностный фактор. В этом году наша машина несколько месяцев прожила в границах ЕС, водила жена, и перед обратной дорогой я судорожно прикидывал, хватит ли оставшихся монет, чтоб оплатить все штрафы, которые она насобирала.

Пограничники не нашли по нашей машине ни одного штрафа и выпустили с миром.

Только вернулись в Екатеринбург — письмо счастья.

И вот опять: одна и та же машина, один и тот же водитель, одна и та же манера езды — и какая пропасть по числу штрафов!

На этом месте я скажу чудовищно тривиальную вещь из цикла «Все всё понимают». Система дорожных знаков и вся инфраструктура Свердловской области выстроена так, что ты не можешь не нарушать. И грешок твой — не нарушение ПДД, потенциально создающее опасную ситуацию, а простая человеческая невнимательность.

Понимаете? Штрафуют не за нарушение, а за то, что соображаешь недостаточно быстро или фокусируешься недостаточно крепко.

Впрочем, ничего нового. Я знаю еще одно такое место на карте, где история совершенно зеркальная. Это Татарстан, и последние лет 5 проезд по нему для меня — челлендж.

Узаконенная дань. Почему все плохо с системой фиксации нарушений
Фото: 66.RU

Каждый раз я пытаюсь пересечь М7 и не собрать ни одного штрафа. Это примерно как видеоигра про Краша Бандикута, только наоборот: он там за бонусами-фруктами прыгает, а я, типа, от них уворачиваюсь.

В свой последний проезд по Татарстану я просто выставил круиз на максимально нейтральные 89 км/ч и не касался акселератора вообще в надежде ну хотя бы в этот раз проехать чисто.

Проехал.

И получил письмо про административное нарушение по 2.6.1 КоАП РФ.

Там же, в Татарстане, я давно заприметил, в чем именно дело и как работает система, при которой ты не можешь не нарушить. Достаточно взять любой более-менее ровный участок прямой дороги с видимостью по километру и натыкать знаков 70 под предлогом заботы о бабушках-пешеходах. Ведь мало кто задумается, что трафик бабушек-пешеходов через федеральную трассу стремится к нулю, а других резонов лимитировать скорость при хорошей видимости и на прямике нет.

В Свердловской области передовой опыт татар взяли и довели до совершенства. Ярчайший пример — последний кусок ЕКАДа с примыкающими к нему садами. Остановочные комплексы есть — посетителей нет. Знаки «70–50» есть — трафика нет. Опасности для жизни и здоровья участников движения нет — камеры фиксации нарушений есть.

Тебе кажется, что ты едешь по абсолютно пустой дороге с отличной видимостью и в приличных погодных условиях, и нет никакого повода замедляться до черепашьей скорости.

А камера фиксации в кустах считает иначе, и 500-рублевые письма счастья летят пачками.

Узаконенная дань. Почему все плохо с системой фиксации нарушений
Фото: 66.RU

Подобных примеров в регионе набрать можно не одну сотню — я весной на Серовском тракте видел совершенно бредовый знак «50», установленный на 5-километровой сухой прямой с видимостью в те самые 5 километров. Я вышел из себя и в лоб спросил коллег из областного главка ГИБДД: «Вы что творите? Какое отношение это имеет к безопасности движения?» Коллеги ответили что-то невразумительное, вроде «мы не мы, предписание не предписание, разберемся не разберемся — может, там ремонтные работы».

Ремонтов там не было, знак довольно быстро убрали.

И вот так тут во всем: искусственные ограничения при отсутствии показаний к ним никоим образом не работают на безопасность движения, но работают на собираемость штрафов. Которые нельзя не получить, потому что для этого придется передвигаться каким-то совершенно противоестественным образом — не быстрее 50 по очищенному широкому хайвею.

Мне возразят «Любая спасенная жизнь — бесценна». Категорически соглашусь, отметив, что не вижу ничего общего между спасением жизней, скажем, пешеходов, и установкой камер фиксации на участках с трафиком 0 пешеходов/час.

Вот между повальным замедлением потока у школ и безопасностью — вижу общее, а между штрафами по 500 рублей за проезд мимо пустой остановки в чистом поле — не вижу.

Уж если все такие заботливые и сердобольные, то подобные точки логичнее оснастить светофорами с кнопками — собранных за последние годы штрафов хватит точно. Еще и подсветку сделать. Диодную. И вот тогда случайно забредшие из СНТ бабушки раз в году будут в безопасности.

Узаконенная дань. Почему все плохо с системой фиксации нарушений
Фото: 66.RU

Вместе с тем я остаюсь последовательным сторонником повсеместного перехода на камеры фиксации. Но теперь уже на другом уровне. Раз взялись убирать человеческий (читай «коррупционноемкий») фактор, то до конца.

Я считаю, что решение о расстановке знаков на трассах должны принимать нейросети, в которые сгрузят сводки аварийности, состояние полотна, предельную ширину — и гору других параметров. И пусть AI решает, надо тут 70 или не очень.

А без этого (без полной автоматизации процесса) вся потенциально правильная система фиксации так и останется легализованной формой сбора дани.