Параллельно с ростом конкуренции растут и издержки компаний в виде дорожающего ОСАГО, бензина и проч. Но при этом компании демпингуют, снижая тарифы. Дошло до того, что, по нашим расчетам, ежедневные поездки на такси порой оказываются дешевле владения собственным кредитным автомобилем. Чтобы разобраться в этих противоречивых явлениях, мы пригласили представителя крупнейшего холдинга в сфере такси нашего города.
|
---|
Деменьшин Роман Леонидович, 38 лет |
— Роман Леонидович, как сфера такси переживает кризис? Хотя это слово в последнее время используют не все, предпочитая говорить «новая реальность». Для такси в целом и вашей компании в частности это время — «кризис» или «новая реальность»?
— Я бы ответил «новая привычная реальность». Мы открылись в 2007 году, прошли кризис 2008 года и знаем, как работать в таких условиях. Мы росли в 2008 году, и в этот кризис мы также растем — примерно на 30% за последний год, не считая прямой покупки конкурента.
— За счет чего такой рост? Рынок растет — и вы вместе с ним, или есть что-то еще?
— Рынок Екатеринбурга не растет. Он балансирует на отметке 50 тыс. заказов в сутки. Были иллюзии у некоторых игроков, что снижение цены даст приток новых клиентов, которые до этого поездки на такси позволить себе не могли. Этого не произошло. Да и странно, согласитесь, ожидать что человек, у которого сократились доходы, вдруг скажет: «Ну вот, теперь самое время начать ездить на такси».
Небольшой приток клиентов произошел из семей, где продали автомобиль и пересели на такси, но это чуть скомпенсировало уход тех, кто просто перестал на такси ездить. Мы же растем за счет того, что к нам переходят клиенты от других игроков рынка. Вы упомянули вначале, что не понимаете, почему издержки бизнеса такси растут, а повышения цен нет. Я вам сейчас поясню.
|
---|
«Мы прошли кризис 2008 года и знаем, как работать в таких условиях. Мы росли в 2008 году и в этот кризис тоже растем». |
Представьте таксопарк с небольшим количеством машин. И в условиях снижения спроса и роста издержек этот автопарк мечется по городу, собирая заказы с разных разрозненных районов. У него копятся гигантские холостые пробеги от одного заказа до другого, которые стоят денег. Если этот автопарк в лизинге, что норма для большинства местных игроков, то обязательные платежи забирают всю прибыль. Нет средств на развитие, а у некоторых — уже и на покрытие текущей деятельности. Есть факты невыплаты зарплаты водителям и выпуск на линию машин с поддельными полисами ОСАГО.
Теперь представьте, что в таких условиях компания поднимает тарифы. С такими тарифами она не нужна рынку, проще сразу закрыться. Многие и закрываются, и будут еще закрываться. Так вот клиенты этих игроков начинают ездить с нами.
Мы всегда рассчитывали на собственные средства, не прибегая к лизингу, и у нас всегда большое количество машин на линии, позволяющее до минимума сократить холостые пробеги. Часто бывает, что наш водитель, выполнив заказ, тут же берет следующий буквально из соседнего подъезда.
Не стану при этом лукавить, прибыль наша тоже сократилась, несмотря на рост в количестве выполняемых заказов, но мы были к этому готовы и знаем, что делать.
— Чем тогда объяснить, что как раз на период кризиса выпал выход на рынок трех крупных мировых и федеральных агрегаторов: «Убера», «Яндекса» и «Гетт»? Это случайность? Или и впрямь кризис — отличное время для роста?
— Случайностью это не назовешь. При этом я понимаю «Убер» и «Гетт» — им прибыль от прямой деятельности не столь нужна, они борются за масштаб для статистики, раскачивают свою капитализацию и получат в итоге свои живые деньги на бирже. А на что в Екатеринбурге рассчитывает «Яндекс», мне непонятно. Мало того что уже вложенные на сегодня деньги они вряд ли смогут вернуть, так они еще своей деятельностью помогают нам развиваться.
— Вам? Это шутка?
— Никаких шуток. Сейчас расскажу, как это у них получается. «Яндекс-такси» — это в чистом виде IT-компания, которая изначально не планирует вкладываться в капитальные затраты: паркинг, автопарк, call-центр, службу качества. Зарегистрированы они в Нидерландах. Единственный способ получить заказ клиента для них — это сайт и мобильное приложение, установленное на смартфон. Приложение они активно рекламируют по телевизору.
У нас есть мобильное приложение «Десяток», которое появилось гораздо раньше, но доля заказов через него еще год назад была незначительная. Смартфонов на руках было не так много, и в пропаганду этого способа заказа мы не вкладывались.
Благодаря их пропаганде такого способа заказа такси, доля смартфон-заказов у нас за год выросла до 30%. Для нас это прямая экономия на содержании диспетчерской службы. В нашем приложении «Десяток» есть всё: и оплата банковской картой, и отслеживание назначенного автомобиля и т.д. В общем, ничего нового агрегаторы на рынок Екатеринбурга не привнесли.
Даже немного отбросили в прошлое — к так называемым таксометрам, когда оплата шла за километраж плюс время в пути. Помните вы или нет то время, когда вас в незнакомом городе везли от вокзала на соседнюю улицу самым длинным путем? Екатеринбург уже привык к фиксированным тарифам, зависящим только от расстояния между начальным и конечным пунктами. Если автомобиль попал в пробку или вынужден объезжать, цена для клиента не меняется. С таксометром водитель волей-неволей выбирает дорогу подлиннее.
«Яндекс» словно вернул нас на 20 лет назад, когда брали за подачу такси 20 копеек, а сейчас берут 49 рублей. Представьте, вы еще никуда не поехали, а уже должны 49 рублей! Горожан это возмущает, так как у всех местных такси только фиксированный тариф. В «Десятках», например, подача такси нисколько не стоит, а за 30 рублей вы можете уже проехать целый километр.
|
---|
«Ничего нового агрегаторы такси на рынок Екатеринбурга не привнесли». |
— А сам «Яндекс» знает, какую полезную услугу вам оказывает?
— Мне трудно об этом судить, но это еще не вся польза от них. Есть еще одно направление, где «Убер», «Яндекс» и любые подобные агрегаторы нам помогают. Я был бы рад, если бы еще два-три агрегатора такси зашли в наш город. Чем их больше, тем дела у нас идут лучше…
— Удивительно, совсем иначе себе это представлял.
— Жители города тоже удивляются, но меня радует, что осознание происходящего постепенно наступает. Екатеринбуржцев всегда отличала черта пробовать все новое, но здравого смысла нам тоже не занимать.
— Зачем вам все-таки еще нужны конкуренты?
— Конкуренты нам, конечно же, не нужны. Просто то, что происходит последний год, работает нам на пользу. Копится разочарование в водительской среде. Появившееся в одночасье большое количество посредников с обещанием дохода 100–150 тыс. рублей, набирающих водителей для агрегаторов, превратило эту сферу в обман тех, кто вынужден сейчас идти в такси, но никогда с этим ранее не сталкивался.
Нет таких доходов в месяц у водителя такси. Нет, и не было никогда.
Реальные цифры — это 30–60 тыс. рублей в месяц чистыми — и это при условии, что компания обеспечит водителя заказами клиентов. Фактически водителей кидают уже на этапе опубликования вакансии.
|
---|
«Нет у водителя такси доходов по 100–150 тысяч в месяц. Нет, и не было никогда. Реальные цифры — 30–60 тыс. рублей в месяц чистыми». |
И я уже говорил, агрегаторам не нужны капитальные затраты, они приняли заказ, передали его дальше — и все. Им нужны посредники, на которых они переложат всю ответственность. Их стратегия — собрать местных игроков, которые находятся в ослабленном состоянии, обещая им много дополнительных заказов, сильный бренд, бесплатное программное обеспечение, доплаты и прочее. Позже это оборачивается выкручиванием рук, отменой доплат, штрафами за отказ ехать к клиенту агрегатора.
А у местного игрока есть свои клиенты, и что происходит? Водитель, избегая штрафа, принимает заказ агрегатора и едет на другой заказ. Клиент, не дождавшись машины, сам снимает заказ. Жители города уже столкнулись с тем, что смотрят в приложение агрегатора, отслеживая назначенную ему машину, а она едет в противоположную сторону. Представьте, вы ждете, на что-то рассчитываете, а на вас чихали, и позвонить-то некому
Эти обиженные клиенты начинают ездить с нами.
Недовольные таким отношением местные игроки и водители также приходят к нам, чтобы спокойно работать на взаимовыгодных условиях.
— Как изменилось за последние два года число желающих работать в такси: толкает ли людей кризис в эту сферу, ищут ли они здесь постоянный источник дохода или подработку?
— В 2008 году был всплеск — многие шли работать в такси. Сейчас мы подобного бума не наблюдаем. Люди приходят в сферу такси, как и раньше, но сейчас цены ниже чем в 2007 году, и хорошо зарабатывать, платить по кредитам и прочее позволяет только стабильный поток заказов.
— Долгое время цены поездок на такси снижались. Предел уже наступил?
— Думаю, да. На сегодняшних значениях, по-моему, рынок и остановится.
— Какой прогноз вы сделаете относительно будущего рынка такси в целом и агрегаторов в частности?
— Наш прогноз: роста рынка такси в ближайшие пару лет не будет. В целом по рынку продолжится процесс, который уже идет. Это уход с рынка слабых игроков.
Агрегаторы либо останутся, чтобы номинально присутствовать в городе со своей долей менее 1% на всех, либо уйдут с рынка. Не исключаем, что на рынок придет еще кто-нибудь из агрегаторов, руководствуясь шаблоном, что заходить нужно в кризис. Учитывать чужой опыт у нас не привыкли, все уверены, что «это у них не получилось, а у нас-то точно получится!»
Я уже говорил в одном из интервью, что бизнес агрегаторов может иметь финансовый успех только в крупных городах с серьезным туристическим потоком и высоким платежеспособным спросом. Екатеринбург отличает низкий туристический трафик и то, что клиентура такси на более чем 90% состоит из местных жителей, для которых такси — это часть быта. Они не готовы платить больше.
— Службам заказа такси, агрегаторам, часто в упрек ставят безответственность: в случае конфликтной ситуации крайнего не найти, никто ни за что не отвечает. Вместе с тем это должно быть хорошо для бизнеса: меньше издержек на свой парк и штатных водителей. Почему вы до сих пор не перешли на такую бизнес-модель, а продолжаете содержать и штат водителей, и парк своих автомобилей?
— Такие упреки звучат справедливо, только нужно обращать внимание, к каким именно службам заказа такси это относится, а не обобщать. Закон о такси действительно дает полную свободу службам заказа, и как этой свободой воспользуется тот или иной руководитель службы, зависит от его системы ценностей. Можно набирать на диспетчерское обслуживание водителей без требуемого стажа вождения, на любых машинах, не проверять их на нарушения ПДД, не отслеживать никак их работу и т.д. А можно все это делать, как мы и поступаем.
Крайности неэффективны: когда вы либо стопроцентная диспетчерская служба, либо стопроцентный таксопарк. Мы изначально выбрали гибридную модель, т.е. собственный автопарк и привлеченные водители на диспетчерском обслуживании. Именно эта комбинация является залогом удовлетворенности всех участников процесса: бизнеса, пассажиров и водителей.
Своим парком мы гарантируем и обеспечиваем выполнение любых заказов. Например, отказался водитель на диспетчерском обслуживании в последний момент везти вас в аэропорт, мы сможем тут же назначить вам водителя из своего автопарка, и он вас отвезет. В стопроцентной службе заказа вы опоздаете, если никто из привлеченных водителей не захочет вас везти. При этом на вашу претензию вам ответят, что виноват перевозчик, а не они — они только передают информацию о заказе.
Другая сторона медали: не имея водителей на диспетчерском обслуживании, невозможно обеспечить быструю подачу машины клиенту. Гибридная система поддерживает правильный баланс интересов всех участников, в ней всем хорошо.
|
---|
«Крайности неэффективны. Мы выбрали гибридную модель: есть и собственный автопарк, и водители на диспетчерском обслуживании. Именно эта комбинация — залог удовлетворенности всех участников процесса: бизнеса, пассажиров и водителей». |
— У вас в структуре холдинга есть, условно, лоукостер, есть такси бизнес-класса, есть минивэн-такси. В какую сторону вы намереваетесь масштабировать бизнес и намереваетесь ли? Нет желания попробовать завести в Екатеринбурге модную тему каршеринга? Или в наших условиях это баловство без потенциала?
— Вы правы, мы изначально взяли курс на присутствие во всех сегментах — как ценовых, так и функциональных. Есть сегмент «суперэконом», есть «эконом», где гарантирована подача только иномарки, «комфорт» с доступными ценами и автомобилями Toyota Camry, и, конечно же, минивэн-такси. Я встретил такое такси в одном из аэропортов Европы, когда нас с семьей встретило минивэн-такси, и решил создать в Екатеринбурге такое же. Горожанам очень удобно, входит 8 человек и много багажа.
|
---|
К сведению |
Про каршеринг так вам отвечу. На мой взгляд, это пока экзотика. Найти хорошего водителя сложно. Такого, чтоб и водить умел, и ДТП не совершал, и у нарколога на учете не состоял, и умел с людьми себя вести. Мы как никто это знаем и водителей отбирать научились. В схеме каршеринга любой сможет сесть за руль арендуемого автомобиля, оставить его потом где вздумается и прочее. Много сложностей, бизнеса тут пока нет.
— Напоследок такой вопрос. Кто-то из сферы такси однажды сказал мне, будто немалую прибыль для таксопарков генерирует распродажа автомобилей после того, как они отбегали свой ресурс. Это правда?
— Прибыли тут нет. Автомобили — это для нас расходный материал. Мы закупаем их новыми и продаем по стоковым ценам, как только они вырабатывают свой ресурс.
я его скачивала вообще-то, оно потребовало сходу данные карты моей, а я девушка приличная - cvv код свой вот так вот сразу не дам, нет)) Понятно же что ваш отзыв - чистая реклама и пиар убера и яндекса.
Выходишь из аэропорта, на стоянке куча таксистов. 800 р и ты на уралмаше.
Маркетинговая ложь )
Более того, 1 км надо ногами ходить.
Пробовал Яндекс - прекрасное впечатление )
На эконом-заказ подают комфорт, а то и бизнес.
Находился в центре, надо было в Мегу - подали в течение 5-7 минут. Оттуда чуть дольше ждал, но в целом тоже нормально.
Не было сдачи - водитель простил 10 рублей.
Для пассажира всё очень хорошо. Можно понизить репу водителю, если тот плохо себя ведёт. Дисциплина и страх потерять репу )
тем не менее, Я такси на длинных интервалах дороже будет (ибо доплачивают только за малые заказы), плюс с подачей к сожалению примерно баш на баш с 3101010 а то и хуже
я и автомиг раньше жаловал, но забанили за неоплату хотя я оплатил ))
От Геологической до Меги 8 км. Умножаем на 30 - 240 рублей. Я на яндексе доехал за 160 рублей.
Ну это так, для идиотов, которых "подача" за 49 рэ угнетает ))
И это на комфортной иномарке по в меру загруженным улицам в центре.
Минивэн такси - это да, клево наверное, но я не пробовал.
Но дяденька озвучил 30 рэ за км, я и высчитал 240 р
Или он лжёт, и на самом деле уже 20 р. за км?
Тут уж журналисты неправильно написали
Скачивать облачное приложение с неважными отзывами нет желания.
Сайт в плане дизайна тоже кривой какой-то. Его даже не тестировали на кривизну даже на стандартных смартфонах.
Яндекс не идеален, конечно, но там хоть человеческое приложение, созданное не криворукими луддитами ))
Я ж говорю, сайт кривой. На смартфоне как-то через раз показывает.
Предполагаю, что и приложение кривое такое же )
А цена 170 годная, спасибо конкурентам )
Не думаю, что пару лет назад так же было по цене. Они прекрасно же понимают, что Яндекс со товарищи их убьёт со временем. Ну если законодательно его не запретят, как в некоторых странах.
Статья же призвана напомнить о себе и побравировать, что Яндекс пока не убил их ценой ) это как в боксе после нокдауна боец встаёт и демонстративно заявляет, что ему всё нипочём )
Кстати, желтые брендирование солярисы с московскими номерами чьи? Понятно, что не Яндекса, он же ни во что не вкладывается )
Уверяю вас, что это не следствие конкуренции с яндексом, а сугубо добрая воля 3 десяток, которые не в Нидерландах )
А блогеру-директору лучше бы послушать умного человека и делом заняться, а не писать под ником дилетанта чепуху.
Я ведь ничего не придумываю - 5 минут слушал музыку, вместо обещанных 2 минут, прежде чем мне оператор ответил. Приложением всерьёз они стали заниматься, только потому что у Яндекса оно улетное, пардон, ошеломительное ))
А так бы сидели с оператором с 5 минутной задержкой )
И сайт свой пусть тестируют на мобилопригодность, если хотят не как колхозники выглядеть )
Вы ведь не у Яндекса арендовали, а у жадных барыг. Подобные барыги и джамшутки крышуют, в результате имеем чуркотранспорт вместо нормальных автобусов.
Яндекс скачивала, три раза машину не дождалась - удалила
А так-то гордость за родной город берет, мы оказывается впереди планеты всей))
но с другой стороны - да польза - толкают тему - развивают мобильный сегмент - для экономики полезно
Уже одна эта фраза доказывает и дилетанство автора (а он, на секундочку, руководитель холдинга) и то что всё интервью пыль в глаза. А между тем его три пятерки приезжают по заказам в Яндекс.Такси, что как бы намекает, что ему уже наступают на пятки.
Комментаторам выше, кто критиковал Яндекс.Такси: вы ведь отзыв оставили? Оставили! А теперь попробуйте сделать что-то точно такое же в Трёх десятках.
Сия инфа легко бьется на сайте фнс
Отсюда следует,что налогов компания не платит или платит далеко не по доходам, основной вид деятельности почему-то разработка ПО..2119356[/ photo]
Я думал, что только Ройзман может педалировать эту тему, а она вон какая благодатная )
Можете и меня поцреоткой обозвать, но я считаю если кто-то ведет бизнес в России и зарабатывает здесь, то и налоги должен платить здесь, если уж об этом говорить
Но я думаю, говорить стоит о том, что вы не фактами общаетесь, а горлопаните по всей ветке!
Те, кто подключён к нему платят налоги здесь. Если не платят, то пусть ими займётся соответствующая организация. Да и по самому Яндексу у вас слишком упрощенное представление. Если бы это был чистой воды офшор, то за него давно бы взялись.
Мне понравилась работа их сервиса - вот и всё.
Когда у 3 десяток будет нормальный сайт и Приложение, тогда другой разговор. Пока там диспетчер, который за обещанные 2 минуты музыки заставляет слушать оную 5 минут, а потом усталым голосом тебе отвечает.
Пусть все работают, а мы уж выберем себе то, что нравится.
А что еще?
Свою работу Яндекс делает очень хорошо - замечательное приложение в связке с пробками и навигатором.
Это будущее и оно рано или поздно победит! )
Но даже они понимают, что за яндексом будущее )
Я ничего не имею против ваших 3 десяток, колов и пятёрок ))
Приложение человеческое пусть делают и сайт свой причешут под смартфоны )
Так то его Екатеринбуржцы сами выбрали, но это к слову.
Вам что надо то, что бы налоги спокойно утекали за границу или все таки оставались в городе???
По мне, так если платить налоги то в Екатеринбург, а не неизвестно куда...
Уже одна эта фраза показывает ваш дилетантство, три пятерки не имеют отношения к DRL Group
Я же подробно разговаривал с водителем, который много мне рассказал про систему оценок, которые напрямую влияют на то, возьмёт ли такой таксер заказ из Яндекса ещё раз и вообще ли возьмёт когда-либо )
А в три десятки я позвонил недавно ради интереса и вместо обещанной задержки в 2 минуты прослушал музыку целых пять минут, чтобы только поговорить с оператором. Вот такой сервис.
Их там наверное поувольняли, раз такая задержка с ответом, при этом удобного приложения как у Яндекса не создали.
Вот такой замечательный сервис местного разлива )
Яндекс принципиально не буду качать, наслышана уже от знакомых о "+" этого сервиса.
Это ведь было и в Екб, когда они только запустились.
Занимаюсь профориентацией уже несколько лет и согласно статистике у 60-70% россиян образование и действующая специальность - не совпадают! При этом кардинально! Ученые физики идут в продажники..
Могу еще много интересного по этой сфере рассказать, кому надо - тот найдет мой офис у южного автовокзала.
С окраин через Яндекс уехать ни разу не получилось, нет в моем районе машин! Оттуда выгоднее и быстрее будет десятки или максим заказать, с ними же в кольцово на рейс не страшно поехать, гарантия хотя бы есть. С яндексом в аэропорт пока не рискую ездить, отдаю предпочтение проверенным.
Не стал устанавливать Убер.
Неудобно как то у них. Что бы цены сравнить приходится вводить данные карточки...бред!!!
Буду пользоваться их услугами или нет под большим вопросом, а данные уже сейчас вводи...в общем не рискнул. Так их ценник до сих пор и не знаю.
С везет вообще ездить не хочу, несколько раз приезжали без подушек бесопастности, если учесть стиль вождения большинства таксистов, то как то боязно без подушек то.
Я жизнью рисковать за 20 рубоей морально не готов.