Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбург 5 лет не может отдать трамваи в частные руки. А как вопрос с концессией решают другие города

25 апреля 2023, 10:00
Екатеринбург 5 лет не может отдать трамваи в частные руки. А как вопрос с концессией решают другие города
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Группа «Синара» долго вела переговоры о модернизации электротранспорта с властями Екатеринбурга и Свердловской области. Но этот процесс ничем не закончился. Мэрия не видит смысла в том, чтобы новые трамваи взамен 40-летних чешских «Татр» в город поставил концессионер, а денег на их самостоятельную закупку у нее нет. За годы, пока шло обсуждение возможного сотрудничества, «Синара» успела заключить контракты и даже частично реализовать проекты в четырех городах страны. Подробнее — в материале 66.RU.

В Екатеринбурге устарели уже две трети трамваев, а на закупку новых в областном и городском бюджете нет денег. Одним из возможных решений проблемы могла бы стать концессия, но электротранспорт не собираются отдавать в частные руки. Хотя претенденты, которые могли бы взять на себя модернизацию транспортной сети, есть. В первую очередь, это компания «Синара».

Еще пять лет назад руководство «Синары» подписало с администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта. Однако дальнейшая работа застопорилась на стадии обсуждений, поскольку конкретных предложений от властей так и не поступило. Да и вряд ли уже поступит.

«Мы рассматриваем концессию как способ привлечения денег. То есть если это будет обязательным условием для получения федеральных грантов, тогда будет концессия», — говорил в интервью 66.RU заместитель мэра Алексей Бубнов.

Зато «Синара», центральный офис которой расположен в Екатеринбурге, модернизирует общественный транспорт по всей стране. В ее копилке есть как минимум четыре успешных примера взаимодействия с правительствами регионов.

Краснодар

В сентябре 2022 года «Синара — Городские Транспортные Решения Краснодар», власти Краснодарского края и администрация Краснодара подписали концессионное соглашение о развитии трамвайной сети. Согласно документу, до 2026 года «Синара» построит 36 километров новых путей и поставит 100 современных односекционных вагонов. Благодаря появлению новых маршрутов жители города смогут экономить до 30 минут времени в пути. В апреле 2023 года «Синара — ГТР Краснодар» начала работы по модернизации трамвайной сети.


Общий объем инвестиций составляет 28 млрд рублей. Из них 12 млрд рублей — деньги инвестора и средства, выделяемые по программе развития городского электротранспорта. Остальные — заемные.

При этом Краснодар и без всякой концессии в последние годы обновлял трамвайный парк. На смену советским вагонам в 2022 году было закуплено 35 низкопольных трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода. В Екатеринбурге последний раз закупали трамваи в 2018 году — пять штук.

Таганрог

В мае 2021 года «Синара» подписала концессионное соглашение о создании трамвайной сети и закупке нового подвижного состава для Таганрога. Общий объем финансирования составляет 11,8 млрд рублей (из них 9,2 млрд рублей инвестирует «Синара — Городские Транспортные Решения Таганрог»). В рамках соглашения концессионер построит 45 километров трамвайных путей и поставит 60 единиц подвижного состава.

В сентябре 2022 года и в январе 2023-го в Таганроге запустили движение трамваев по новым маршрутам. В 2023 году инвестор планирует закончить работы в депо, после чего на маршруты будет выходить большее количество вагонов, а время ожидания трамвая сократится.

Челябинск

В октябре 2021 года правительство Челябинской области заключило с «Синарой» концессионное соглашение о создании троллейбусной инфраструктуры. В рамках соглашения инвестор должен модернизировать контактную сеть троллейбусов в Челябинске и два депо, а также обновить подвижной состав.

На стартовом этапе концессионер вложит 4,2 млрд рублей, а затем будет ежегодно тратить на развитие и поддержку троллейбусной сети от 3,7 млрд до 4,5 млрд рублей. Компания будет зарабатывать на продаже билетов, другие расходы ей компенсируют из бюджета. Срок действия соглашения — 15 лет.

Изначально планировалось, что 168 новых троллейбусов закупят на стороне. Но в итоге власти и концессионер решили для обновления парка открыть производство в Челябинске. Весной 2023 года заработал Челябинский завод городского электрического транспорта.

Ростов-на-Дону

В марте 2023 года «Синара — Городские Транспортные Решения Ростов-на-Дону» заключила концессионное соглашение о создании и модернизации трамвайной инфраструктуры Ростова-на-Дону. И уже в апреле начала строить линии скоростного трамвая.

Соглашение предполагает строительство и реконструкцию более 100 километров трамвайных путей, 2 сервисных депо и закупку 61 низкопольного трехсекционного трамвая. Также будут модернизированы еще 30 односекционных трамваев, приобретенных городом к чемпионату мира по футболу 2018 года. Объем государственно-частных инвестиций в проект превысит 62 млрд рублей.

До этого момента попытки заключить концессионное соглашение с властями Ростова «Синара» предпринимала на протяжении четырех лет, с 2019 по 2022 год. И, в отличие от Екатеринбурга, эта история имеет позитивный финал.

Уфа и Пермь

В этих городах добиться подписания концессионных соглашений «Синаре» пока не удалось, хотя стороны и вели переговоры. Власти Башкирии не устроила финансовая модель, которую предложил концессионер. А руководство Пермского края в итоге заключило соглашение на реконструкцию трамвайной сети с компанией «Мовиста Регионы Пермь».