Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Рекордные убытки и иски. Что вообще происходит с общественным транспортом Екатеринбурга

8 октября 2021, 13:37
Рекордные убытки и иски. Что вообще происходит с общественным транспортом Екатеринбурга
Фото: архив 66.ru
История «Гортранса» циклична. Отсутствие прибыли, нехватка кадров, отключение электричества за долги — все эти проблемы муниципального предприятия администрация Екатеринбурга не может решить уже несколько лет. Власти пытались отдать городской транспорт в частные руки, но договор концессии пока так и не подписан.

Летом и осенью 2021 года ЕМУП «Гортранс» несколько раз оказывалось в центре скандалов. Сначала поставщики оставили екатеринбургские троллейбусы без электричества из-за многомиллионных долгов, следом в муниципальном предприятии признали проблему нехватки кондукторов — текучка возникает из-за низких зарплат и тяжелых условий труда. Затем энергетики снова пообещали обесточить общественный транспорт, правда, позже делать это все же не стали.

7 октября на совещании с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым председатель профсоюза «Гортранса» Любовь Вяткина перечислила все проблемы предприятия:

  • низкие зарплаты (в среднем — 33 тыс. рублей);
  • текучка кадров (за полгода уволились 400 человек);
  • возраст сотрудников (молодежь не идет работать в «Гортранс»);
  • угрозы отключения электроэнергии из-за долгов;
  • потери на 30% из-за внедрения оплаты через стационарные валидаторы.

В ответ губернатор сказал, что он лично вместе с мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым держит ситуацию на контроле. Глава региона пообещал оказать транспортному предприятию поддержку и повысить стоимость проезда, но только в том случае, если «Гортранс» предоставит расчеты и обоснования. Стоимость проезда в этом случае могут поднять до 32 рублей. Такую сумму неоднократно называли чиновники горадминистрации. Причем такой вариант развития событий неизбежен в любом случае: либо повышения цены добьется «Гортранс», либо концессионер, которому передадут общественный транспорт.

Попытки спасти общественный транспорт

«Гортранс» появился в результате слияния оказавшегося на грани банкротства Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) и Муниципального объединения автобусных предприятий (МОАП) в конце 2018 года. На этот шаг администрация Екатеринбурга пошла, чтобы «повысить эффективность работы и оптимизировать процесс управления перевозками». Десятилетиями общественный транспорт города спасали вливанием бюджетных средств (около 600 млн рублей в год), которых не хватало. По факту, чтобы реанимировать убыточный общественный транспорт, его придется передать в частные руки.

Поиски концессионера мэрия начала вести еще в 2017 году до объединения автобусного и троллейбусного парков, когда готовила транспортную реформу, которую в полной мере так и не запустила. В 2018 году администрация города, правительство Свердловской области и «Синара» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта Екатеринбурга. Однако вопрос до сих пор так и не решен — транспортная концессия уперлась в бюджетное финансирование.

Убытки и падение пассажиропотока

ЕМУП «Гортранс» по итогам 2020 года продемонстрировало рекордный убыток за десятилетие — более 546 млн рублей. Сравнимая цифра была в 2016 году — 410 млн рублей — тогда предприятие тоже находилось в кризисе. В 2017 году энергетики отключали электричество за долги, а кондукторам и водителям трамваев и троллейбусов сокращали зарплаты. В 2021 году ситуация повторяется.

В администрации Екатеринбурга признают, что из-за вызванного пандемией сокращения пассажиропотока на 20% у «Гортранса» накопились долги. Но в мэрии обещают сделать все, чтобы «вывести предприятие из кризиса».

Чо касается нового конфликта с энергетиками, то, как заявляют в пресс-службе мэрии, «администрации города предпринимает все необходимые меры для решения вопроса с задолженностью предприятия-перевозчика. Ситуация рабочая и должна решаться в рабочем порядке».

Рекордные убытки и иски. Что вообще происходит с общественным транспортом Екатеринбурга
Фото: архив 66.RU

Пассажиропоток падал и до пандемии.

Долги за электричество

В июле 2021 года «Екатеринбургэнергосбыт» на один день ограничил электроснабжение городской троллейбусной сети из-за долга «Гортранса» в 130 млн рублей. Поставщик заявил, что неоднократно обращался к руководству предприятия, предлагая составить график поэтапного погашения долга.

В сентябре энергетики повторно объявили о планах обесточить объекты предприятия из-за долга в 138 млн рублей. Однако делать этого не стали.

Претензии к «Гортрансу» есть не только у АО «Екатеринбургэнергосбыт» (АО «ЕЭнС»). Как следует из материалов Арбитражного суда Свердловской области, в 2021 году иски к муниципальному предприятию подавали «Т-Плюс» — на 46 млн рублей, «Энергосбыт Плюс» — на 4,3 млн рублей и «Екатеринбургэнергосбыт» — на 85 млн рублей. Общая сумма долга перед последним превышает 130 млн рублей. Сумма поданных за 2020 год исков от всех поставщиков энергоресурсов — в два раза ниже. В 2019 году сумма претензий от энергокомпаний была в 10 раз ниже, чем за 8 месяцев 2021 года.

Старый парк

Помимо проблем с долгами и текучкой кадров, наземный общественный транспорт Екатеринбурга нуждается в обновлении. Самому «молодому» троллейбусу, как говорит вице-мэр города Алексей Бубнов, 12 лет. Большая часть екатеринбургского трамвайного парка — чешские «Татры», средний возраст которых — 30–40 лет. И денег на покупку электротранспорта у города нет.

С 2014 года город купил у «Уралтрансмаша» 17 трамваев, последнюю партию из пяти штук — в 2018 году. После этого глава Екатеринбурга Александр Высокинский собирался приобрести для города еще 60 новых трамваев, но что-то пошло не так. Зато трамваи «Уралтрансмаша» и «Синары» закупают другие города, находя на это деньги в бюджетах разных уровней.

Вариантов для обновления два: участие в федеральных программах (так город получил новые низкопольные автобусы) или передача парка в частные руки.

В 2021 году администрация Екатеринбурга подготовила документы для участия в федеральных программах обновления парка троллейбусов. Однако шансы получить деньги на электрический транспорт по нацпроекту выше у городов с более развитой инфраструктурой (протяженность сетей городского электротранспорта и увеличение сетей в последние 10 лет, протяженность выделенных полос и обособленных трамвайных линий).

Про поиск концессионера власти Екатеринбурга и области говорят уже как минимум пять лет. Летом 2018 года было заявлено, что замена трамваев и троллейбусов будет реализована с применением механизмов концессии и привлечением частных инвестиций. Тогда глава администрации Александр Якоб обещал, что разработку концепции закончат в 2019 году. Позже сроки переносили на начало 2020 года, лето 2020 года и конец 2020 года — 22 декабря губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что договор заключат в 2021 году, однако более точные сроки называть не стал. Несмотря на обещание, похоже, поиск концессионера снова откладывается. Замглавы Екатеринбурга Андрей Корюков заявил, что в бюджете на 2022 год концессионное соглашение предусмотрено не будет, пишет «Октагон».