До 17 марта 2018 г. те жители страны, которые еще смотрят федеральные каналы, получат возможность поближе познакомиться с людьми, претендующими на пост лидера России, — благодаря предвыборным роликам депутатов и дебатам, в которых те будут участвовать. Правда, не все. Действующий президент Владимир Путин от дебатов отказался. Как и от съемок в агитках: как сообщил пресс-секретарь штаба Путина Андрей Кондрашов, агитационные ролики действующего президента составлены из хроники и фрагментов публичных выступлений Путина.
В Сети их уже окрестили как ролики «с человеком, похожим на президента». Слоган роликов — «Сильный президент — сильная Россия» — впервые был озвучен несколько месяцев назад, когда Владимир Путин заявил о своем выдвижении, и за время предвыборной шумихи уже немного приелся: эмоций он не вызывает.
Напомним, всего в ходе жеребьевки, проведенной ЦИК среди кандидатов, было разыграно около 60 часов телеэфира и 36 часов радиоэфира. Треть бесплатного эфирного времени получают партии — они имеют право отдать эти минуты для показа агитационных роликов своих кандидатов. Предоставленные СМИ часы делятся на две равные части: одна для дебатов, другая — для агитационных роликов.
Поскольку Владимир Путин идет на выборы как самовыдвиженец, его ролики на телеэкранах будут мелькать не так часто, как промо других кандидатов.
Андрей Кондрашов, пресс-секретарь предвыборного штаба Владимира Путина:
— Остальные имеют право на так называемое бесплатное партийное время, у Путина таких минут нет. На каждом канале будет буквально по одному ролику в день.
Президенты, которых ждет Россия
Примерно с такой же частотой будут мелькать на экранах агитки еще двух кандидатов — Максима Сурайкина (партия «Коммунисты России») и Сергея Бабурина («Российский общенародный союз») — они отказались от жеребьевки и поэтому лишились преимущества партийных кандидатов.
Не слишком частое появление — плюс для телеэфиров. Например, агитка Сурайкина — «товарища Максима», как его называют в ролике, особенно позитивных ассоциаций не вызывает. Ролик построен на коммунистической символике с типичными для СССР 30-х гг. ХХ века шрифтами и лозунгами. «Нас ждет светлое будущее!» — обещает Сурайкин в одном своем ролике. В другом все еще проще — «России нужен сталинский президент-коммунист!»
Слоган Сурайкина, к слову, очень похож на девиз еще одного кандидата, тоже коммуниста — Павла Грудинина. Первый говорит, что он — «настоящий президент, которого ждет Россия». Второй — то же самое, только без слова «настоящий». Сказывается, видать, советское прошлое, когда людей учили думать одинаково. В своей агитке Павел Грудинин рассказывает об опыте — успешном, как же иначе! — построения социализма в одном конкретно взятом совхозе под Москвой. В такой же социалистический совхоз обещает превратить всю Россию.
Россия для русских
Сергей Бабурин в своих агитационных материалах делает упор на русских: «За русских, за справедливость, за равенство!» – вещает с экрана кандидат, баллотирующийся в президенты многонациональной страны. И слоган такой же: «Русский выбор России». Тексты ролика вызывают недоумение не только в плане выпячивания национального вопроса.
Текст ролика:
— Справедливость — это когда в тяжелые времена всем одинаково тяжело, а во времена изобилия всем одинаково хорошо. А когда в стране в экономический кризис богатые продолжают богатеть, а бедные — беднеть, это называется другим словом. Сергей Бабурин.
— И пальцы ему зачем-то обрезали — перстни воровские на них что ли, — прокомментировал ролик один из екатеринбургских климейкеров, которого мы попоросили оценить материалы с точки зрения профессиональной работы.
Кандидат по имени Что
Не особо заморачивался за текст, как и за картинку, кандидат от «Партии Роста» Борис Титов. Правда, в ролике его имени нет: агитка заканчивается вопросом «...а что Титов?» Возможно, ответ будет в следующих роликах — это было бы по крайней мере логично. А может, кандидат рассчитывает расставить все точки над «и», уже став президентом. Правда, какие ответы в этом случае получат избиратели, непонятно: программа кандидата (если она и есть) в ролике прописана совершенно невнятно.
— Зато тратиться на создание ролика особо не пришлось — никаких тебе видовых съемок или кадров из арендованной студии. Да и копирайтера за тексты не убивались, — язвительно замечают комментаторы.
— Как хоть он выглядит, этот «Что Титов»? Его так и зовут? — задаются вопросом другие: в ролике эта информация отсутствует.
Никаких экзаменов (безработных, голодных, бездомных) — нужное подчеркнуть
Для Владимира Жириновского эта президентская кампания — шестая по счету. Создавать агитационные ролики и раздавать предвыборные обещания он привык. «Я отменю все ЕГЭ и любые экзамены, на 1-й курс будут принимать всех! Цены на общественно значимые продукты питания будет устанавливать Госдума или правительство России», — вещает с экрана Жириновский. В этот раз он не стал представать перед зрителями в образе кухарки, как это было в феврале 2012 г., — сделал ролик в стиле «youtube-пропаганды».
На приеме офтальмолога
Еще один кандидат, привыкший участвовать в президентских гонках, — Григорий Явлинский: нынешняя кампания стала для него четвертой по счету. Агитационные материалы сделаны в разных стилях — есть видео с использованием анимации (достаточно длинные ролики, которые вряд ли будут часто мелькать на экранах), и есть довольно странный ролик, вызывающий ассоциации с приемом офтальмолога (начинается на 2:57). Явлинский показывает таблички, которые надо успеть прочитать и дать верный ответ.
— Как они так снимали: смотрит не в камеру, а мне на левое ухо?! — комментирует тот же екатеринбургский клипмейкер.
До креативного «яблочного» ролика, запущенного к выборам 2016-го года, нынешним агиткам, к сожалению, далеко.
По городам и весям — за свободой и правдой
Единственный молодой кандидат в списке (остальным — далеко за сорок) — Ксения Собчак, представитель партии «Гражданская инициатива». Ролики соответствуют возрасту — в отличие от других кандидатов, куда более статичных, Собчак все время находится среди своего электората: на руинах сносимого дома, в школе с обвалившемся потолком, на митингах о свободе слова. В общем, много движения, обнимашек, выступлений на сценах в разных залах в разных нарядах, от демократичных джинсов до пламенеющего красного платья.
«За молодость! За свободу! За правду!» — так звучит слоган Ксении. Слово «правда» настолько часто повторяется в агитках, что вызывает ассоциации с известным монологом честного и справедливого киллера Данилы Багрова.
Агитационные материалы всех кандидатов будут показывать в эфире федеральных телекомпаний — это Первый канал, ВГТРК, ТВЦ, «Общественное телевидение России», «Москва 24», канал «360 Подмосковье». Бесплатно ролики будут крутить только в рабочие дни. Агитация закончится 17 марта — по закону, день, предшествующий выборам, объявляют Днем тишины.