Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Полгода производства за пять минут: как под Екатеринбургом делают электропоезда «Ласточка»

Новая Ласточка серии ЭС104 электропоезд Ласточка
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU
Новая «Ласточка» серии ЭС 104 получила новый интерьер, экстерьер и, главное, отечественное тяговое оборудование. Теперь локализация производства приблизилась к 99%. Свердловская железная дорога уже получила первые поезда, скоро они выйдут в регулярные рейсы. Корреспонденты 66.RU побывали на заводе, чтобы увидеть, как собирают вагоны.

Скоростные электропоезда делают на заводе «Уральские локомотивы» (входит в Группу Синара) в Верхней Пышме. Опытный образец серии ЭС 104 представили летом на «Иннопроме», а в ноябре-декабре Свердловская железная дорога получила первые семь поездов. До конца года предприятие поставит еще пять машин. Первый контракт с РЖД предусматривает производство 22 «Ласточек» новой серии.

Процесс производства одного пятивагонного поезда занимает полгода. Все начинается с кузова — его делают из экструдированных алюминиевых профилей.

Уральские Локомотивы производство электропоездов Ласточка
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

После алюминиевые профили укладывают на стенды, стыкуют и сваривают с помощью специального оборудования.

Производство электропоездов Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Вообще алюминиевые кузова для подвижного состава в России делают только на «Уральских локомотивах». Как объяснил руководитель центра управления проектами «Уральских локомотивов» Григорий Голубев, конструкции получаются легкими и прочными, что позволяет поезду развивать высокую скорость. Кроме того, это снижает нагрузку на железнодорожные пути и увеличивает число пассажирских мест.

Сборка электропоездов Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Мощность производства «Уральских локомотивов» — 150 вагонов в год.

После сварки кузова специалисты шлифуют швы. Слесари работают в костюмах, защищающих от алюминиевой пыли.

Процесс производства электропоездов Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Мелкие алюминиевые детали производят на высокоточном станке гидроабразивной резки: он режет металлические листы струей воды с песком под давлением в несколько тысяч атмосфер.

Электропоезда Ласточка ЭС104 производство на заводе Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Когда кузов готов, его перевозят в покрасочную камеру, где наносят пять слоев различных материалов. Они не только дают цвет, но и защищают вагоны от агрессивного влияния внешней среды.

Новые электропоезда Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Вагоны перемещают по цеху с помощью трансбордера, который ходит по производственным путям.

Краска будет держаться минимум пять лет. После вагоны будут подкрашивать в депо, где созданы условия для подобных работ.

Вагоны для новой Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

В цехе поддерживают температуру 22 градуса и низкую влажность. Это важно для всех этапов производства. Например, чтобы быстрее схватывались клей и краска. Такие же условия создают в депо, чтобы там можно было подкрашивать вагоны и менять окна.

Покрашенные вагоны отправляются в сборочное производство. Сначала идет предварительный монтаж. На этом этапе специалисты кладут пол, вклеивают окна, устанавливают двери, теплоизоляцию и дополнительную шумоизоляцию в кабину.

Полгода производства за пять минут: как под Екатеринбургом делают электропоезда «Ласточка»
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Пол кладут в несколько этапов. Сначала клеят теплоизоляционные пластины, а сверху уже укладывают пол. Его не фиксируют, чтобы при движении он не получал механических повреждений.

На этапе окончательного монтажа устанавливают облицовку, туалетные модули, салонный кабель, крепят потолок, багажные полки, устанавливают межвагонные двери, сцепные устройства, освещение, климатические установки и тяговое оборудование.

Полгода производства за пять минут: как под Екатеринбургом делают электропоезда «Ласточка»
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Провод в кабельные каналы укладывают в закрытых цехах.

Кресла для новой Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Пассажирские кресла устанавливают в вагоны в последнюю очередь.

В конце к кузову крепят фронтальную маску, которая закрывает кабину. Ее не приваривают, а приклеивают высокопрочным клеем.

Сборка новой Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Полностью готовый вагон ставят на штатные тележки и отправляют на пусконаладку: проверяют его герметичность в дождевальной камере, изоляцию, проводят развесовку. «Важен не только вес всего вагона, но и вес, который прикладывается к точке. Мы проверяем разность весов по боковым и торцевым сторонам, чтобы не создавалось дополнительное качение в ходе движения», — объяснил Григорий Голубев.

Полгода производства за пять минут: как под Екатеринбургом делают электропоезда «Ласточка»
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Пусконаладка и испытания — один из самых важных и длительных этапов производства. Он занимает около трех месяцев.

На последнем этапе вагоны собирают в поезд: механически соединяют через межвагонный переход и проводят высоковольтные испытания. Здесь поезд приподнимают на домкратах и прокручивают колеса, после чего он проходит проверку Центра технического аудита РЖД, чьи специалисты работают на заводе как контролирующий орган со стороны заказчика.

Полгода производства за пять минут: как под Екатеринбургом делают электропоезда «Ласточка»
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Одна из новых разработок для ЭС 104 — обтекатель, который защищает сцепное устройство от попадания снега.

Основное отличие новой «Ласточки» от предыдущих моделей — отечественный тяговый электропривод, который сделал возможным еще несколько важных изменений.

Дмитрий Лимонов, начальник департамента конструкторских разработок и исследований:

— Тяговый электропривод на поезде отечественный. В связи с этим изменена компоновка и размещение соответствующего оборудования. Мы обеспечили ускорение поезда за счет перекомпоновки. Также разработали систему комфорта пассажиров, улучшили систему видеонаблюдения: добавили камеры в места обзора межвагонных переходов и слепых зон.

Электропоезд Вагоны  Ласточка ЭС104 Уральские Локомотивы новая электричка Ласточка
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

Отечественный тяговый электропривод позволяет поезду быстро разогнаться до 160 км/ч.

В новой «Ласточке» изменили форму фронтальной маски и интеграцию обтекателя — это улучшило аэродинамические показатели и позволило экономить электроэнергию. Что касается интерьера — его сделали в спокойных серых тонах с акцентом на оранжевых поручнях с антискользящим покрытием. В вагонах увеличили число туалетных модулей, установили в них пеленальные столики. В салонах есть система микроклимата и обеззараживания воздуха, под креслами — разъемы для зарядки USB и Type-C.

Полгода производства за пять минут: как под Екатеринбургом делают электропоезда «Ласточка»
Фото: Ольга Юшкова для 66.RU

В новой «Ласточке» 416 посадочных мест. В предыдущей модели было 346.

По словам Дмитрия Лимонова, ЭС 104 разрабатывали как базовую платформу, на основе которой появится целая линейка электропоездов. Они будут отличаться не только числом вагонов, но и другими параметрами. В ближайшем будущем «Уральские локомотивы» выпустят двухсистемный электропоезд, который можно эксплуатировать на сетях и постоянного, и переменного тока. Также предприятие использует гибридные технологии, чтобы создать поезд, который сможет ходить по неэлектрифицированным участкам.