Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино

19 августа 2017, 17:00
«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Вместо Мэрилин Монро — Глюкоза, вместо пляжей Флориды — дом престарелых, вместо эксцентричного пожилого миллионера — старик-уголовник. Все, что хочется сделать после окончания фильма, — это сказать спасибо Евгению Вагановичу Петросяну. За то, что сумел задушить в себе актера, сценариста и режиссера и ушел на пенсию уважаемым героем-пародистом.

Третья неделя августа разочаровала. Ни одного из так называемых летних блокбастеров на нее не пришлось. Выбрать надо было между комедийным боевиком «Телохранитель киллера», мультиком «Эмоджи» и русской комедией «Бабушка легкого поведения». Ну не назовешь же все это блокбастерами — будет чудо, если кто-то из них не провалится в прокате. В этой безумной ситуации я решил поддержать наше кино и выбрал «Бабушек».

Я видел трейлеры, и не то чтобы «Бабушки» меня вдохновили больше остальных — все они были не очень выразительные и интересные. Но из трейлера «Бабушек» было понятно, что это ремейк старой комедии «В джазе только девушки» великого голливудского режиссера Билли Уайлдера. Смотреть, как Александр Ревва справится с ролями Джека Леммона и Тони Кёртиса одновременно и как Глюкоза будет давать Мэрилин Монро, должно было быть небезынтересно.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

Глюк'oZa мне сначала даже нравилась, ее талантливо представляли продюсеры как русский вариант Gorillaz. Но когда через четыре модных рисованных, как у заокеанского оригинала, клипа она открыла всей стране свое заурядное лицо смущенной школьницы — разонравилась. А уж в списке претенденток на роль Мэрилин Монро она была бы на последнем месте.

У меня не было каких-то высоких ожиданий, но бывали же у нашего развлекательного кино в последнее десятилетие и удачи. Я, конечно, не смотрел «Ёлки», но у них хорошие сборы, говорят. Я видел трейлер фильма «Горько» — очень смешной, прямо круто. Какие-то надежды были. Ревва не так уж плох, этот его полный горькой самоиронии образ карикатурного мачо Артура Пирожкова вызывает уважение, как любая самоирония.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

А вот и он в роли московского афериста на фоне паленого Айвазовского.

Но уже в кинотеатре выяснилось, что помимо исполнителя главной роли Ревва стал автором сценария и продюсером «Бабушек легкого поведения». Что Ревве не дает покоя слава Сильвестра Сталлоне, Джеки Чана или Брюса Ли — амбициозных голливудских харизматиков, которые брали на себя в прошлом такой же груз ответственности. Что он сам придумал для себя эту роль, сам написал, ну или адаптировал, скорее, историю, и сам заплатил за все это, ну или по крайней мере какая-то значительная часть прибыли в случае удачи свалится на него, и все долги и убытки в случае провала — тоже. Что «Бабушки легкого поведения» — авторское кино Александра Реввы, буквально. Его послание миру.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

А это они уже пожинают лавры на красной ковровой дорожке. Глюкоза и Ревва в образе Александры Павловны.

Что же можно сказать о сценарии этого фильма и об Александре Ревве — сценаристе? Основная фабула, как я уже говорил, заимствована из фильма «В джазе только девушки»: двое безработных музыкантов, которых играют Джек Леммон и Тони Кёртис, случайно попадают в эпицентр гангстерской разборки. Спасаясь от бандитов, они вынуждены переодеться в Дафну и Жозефину и скрываться в женском эстрадном ансамбле, который едет на гастроли во Флориду. На курорте Дафна — Джек Леммон отбивается от ухаживаний отдыхающего миллионера, а Жозефина — Тони Кертис пытается соблазнить Мэрилин Монро.

Канонический голливудский оригинал.

В российских реалиях два безработных музыканта превратились в одного московского афериста Саню по кличке Трансформер. Пользуясь разнообразным гримом и своим талантом перевоплощения, за первые 10 минут фильма он кидает какого-то мрачного бандита из 90-х, продав ему фальшивого Айвазовского, а потом угоняет и продает машину какого-то мрачного фээсбэшника. Самоубийственная бизнес-стратегия, прямо скажем. На следующее утро, в духе Тарантино, группы преследователей из мафии и ФСБ встречаются и убивают друг друга в мрачной хрущевке, в которой пытался скрыться от них аферист-неудачник Ревва.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

Одним из немногих, кому удавалось снимать хорошие фильмы про жуткую старость наших стариков, был Эльдар Рязанов: «Небеса обетованные», «Старые клячи». Но у Реввы явно не тот масштаб.

Новое убежище, в котором решает залечь на дно Ревва, тоже на редкость мрачное — дом престарелых. Бандиты и фээсбэшники идут по пятам, и Саня-Трансформер переодевается в Александру Павловну Фишман. Ну и так далее, по стопам оскароносного оригинала, но со скидкой на жестокую российскую реальность. Но неужели у нас все настолько мрачно? Вместо эксцентричного пожилого миллионера — старик-уголовник в исполнении Шарикова-Толоконникова, вместо главной голливудской дивы и секс-символа на все времена Мерилин Монро — медсестра-сиделка Глюкоза.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

Бандиты, перед которыми группа стариков предстает в таком виде, ржут: «Да это же «Битлз»! Ха-ха!» И это, наверное, самая безобидная шутка в фильме.

Да и как вообще можно всерьез надеяться кого-то насмешить историей про дом престарелых? Ведь это же место для леденящей треш-трагедии в духе Коляды или Сигарева. Александра Ревву это ничуть не смущает, и он весело резвится на все старческие темы, от импотенции до деменции. Но зачем, для кого? Неужели он хотел привлечь в кино пенсионеров? Чтобы они что? Посмеялись над собой? Ведь эти пенсионеры у него не только ботают по фене (это еще ладно, у нас страна с богатейшим уголовным бэкграундом), но там же еще он заставляет стариков оперировать молодежным жаргоном, что всегда вызывает неловкость: жалко их, бедных. Это каким маньяком нужно быть, чтобы смеяться над ними? Зачем изначально ставить себя в столь невыгодные, печальные и скорбные рамки?

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

Отдельного внимания заслуживает пермская актриса Марина Федункив, которая прославилась амплуа провинциальных гопниц-хабалок в различных проектах ТНТ. Здесь она играет одиозную мегеру-медсестру. Это, видимо, такой привет от «Пролетая над гнездом кукушки».

И тут на сцену выходит Александр Ревва — продюсер. А из-за денег! Следовать оригиналу и отправлять беглеца на даже если черноморский курорт, Ялта, Сочи — это дороговато. Все эти яхты, виллы, алмазные кольца и прочий миллионерский антураж — на всё это нужен серьезный бюджет, а где его взять, а если пролетим — самим придется спасаться в доме престарелых. Да и вообще у нашего кино свой, русский путь, нам эти голливудские лекала не нужны. Мы тут на коленке все снимем, благо ушатанных хрущевок и разбитых советских больниц в нашем родном Подмосковье навалом.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

Очень органично в этот фильм вписывается Филипп Киркоров, который здесь сыграл самого себя.

Так им там в Голливуде пришлось ведь еще и актерам-суперзвездам платить! А в летнем недоблокбастере Александра Реввы главная звезда — он сам. Толоконников, конечно, великий актер, но он был и остался навсегда актером одной роли. А Глюкоза наверняка обошлась Ревве дешевле, чем Мэрилин Монро Билли Уайлдеру, даже с учетом инфляции за 58 лет.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

Ну и свадьба в доме престарелых, конечно. Это привет Кустурице, не иначе. Или, может, Копполе даже.

Стоит ли покупать билет, чтобы проспонсировать этих пародистов, чтобы они и дальше могли делать то, что они делают, — вопрос риторический. Можно сказать: ну вот такое сейчас у нас время, это наши пародисты — других нет, только они сейчас могут привлечь нашего зрителя в наши кинотеатры на наши фильмы. Но я такого не скажу, я с этим не согласен и не могу согласиться.

Каждый рубль, который вы отнесете в жадные лапы Александра Реввы, — это гвоздь в гроб российского кино, и чем больше будет появляться таких вот «Бабушек», тем дальше мы не только от голливудского или европейского, но и от старого советского кино, от рязановских и гайдаевских комедий, о гениальности и популярности которых всякие Бульдоги, Рамиресы, Реввы и прочие бывшие кавээнщики могут сейчас только мечтать.

«В джазе только девушки» по-русски: Александр Ревва забивает последний гвоздь в гроб российского кино
Фото: kinopoisk.ru

А это мы с вами, дорогие зрители, в руках у фриков-кавээнщиков и их представлениях о кино, которые вызывают боль.

Не думал, что когда-нибудь скажу такое, но спасибо Петросяну, Винокуру, Задорнову и всем прочим, давно вышедшим на пенсию героям-пародистам. Спасибо вам за то, что вы никогда не снимали кино, как Александр Ревва. Ведь все эти 30–50-е годы ХХ века, на которые Александр сейчас пытался опереться, называли золотым веком кино. А как назвать то, что происходит сейчас у нас? Веком кавээнщиков? Эпохой ТНТ? Скорее бы уже она закончилась…

Текст: Павел Матяж для 66.RU