Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя

17 февраля 2017, 11:21
Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя
Фото: kinopoisk.ru
Джим Джармуш, которого когда-то называли голосом поколения, снял фильм о водителе автобуса, дисциплине, поэзии в повседневном и гармонии со скукой.

«Серый туман и дождь. Светает. Шесть утра». Вот и премьера нового фильма Джима Джармуша. Актер Адам Драйвер, который играет шофера (драйвера, и наверняка это такая режиссерская шутка), просыпается. Вот он смотрит на часы, ест хлопья, одевается и идет в гараж, на работу. Каждое утро перед рейсом он записывает в блокнот несколько строк, каждый вечер перед сном выпивает в баре кружку пива.

«Он скуп на слова, как Де Ниро». И некоторое время действительно кажется, что это какая-то цитата из «Таксиста»: тоже молодой водитель, тоже бывший морской пехотинец, тоже вроде бы после Вьетнама, тоже делает записи и так же все поначалу меланхолично. Медитативно. Но нет. Все дело происходит не в нью-йоркском Гарлеме, а в тихом провинциальном городке Патерсон. Героя тоже зовут Патерсон. У него нет никакой бессонницы и он не одинок.

Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя

«У него есть жена. И она мила». Экзотическая красотка Голшифте Фарахани. Она знает все гораздо лучше, чем он. Но в остальном они счастливые супруги, несмотря на то, что он все время молчит, а она тараторит без умолку. У них все хорошо. Буднично. Рутинно. «Неестественно мирно, как в кино, когда ждет западня». Только никакой западни нет.

Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя

Из всех «горизонтальных» фильмов Джима Джармуша этот — самый горизонтальный. «Горизонтальные люди в одной плоскости». Они не погружаются в темные глубины своих характеров, они не карабкаются вверх по карьерным лестницам. В центре действия — мужчина и женщина, но между ними «нет ни печали, ни зла, ни горечи, ни обиды». Она каждый день начинает новое дело: пишет портрет собаки, расписывает черно-белым орнаментом стены или занавески, играет на гитаре, печет капкейки, но это не история американской бизнес-леди — на завтра у нее уже другие планы. Он пишет стихи, но это не рассказ о становлении поэта — он никому их не показывает.

Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя

Как и все герои старых кинофильмов Джармуша, Патерсон куда-то едет. Но он не пересекает страну в мистическом путешествии, не блуждает по экзотическим городам в экзистенциальном поиске. «Белый автобус с синей полосой» везет молодого водителя Патерсона по кругу. Круг описывает стрелка его часов. Картина поделена на семь равных частей. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя

Даже жанр, в котором сделан этот фильм, мне определить сложновато. Некоторые фильмы Джармуша можно отнести к драмам. Но тут нет никакой драмы. У Джармуша бывали и комедии. Но сейчас тут решительно не над чем смеяться. Кроме разве что миленькой собачки. Фильм убаюкивает. Спокойно, размеренно, как метроном. Значительную часть времени актеры на экране спят. Спят они и на афише. «И если тебе станет скучно, ты можешь покинуть зал и пойти на другую картину, если ты не устал».

Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя

Что-то подобное было у Тарковского, в самом начале «Жертвоприношения». «Если каждый день, в одно и то же время делать одно и то же дело — как ритуал: неколебимо, систематически, каждый день, точно в одно и то же время, — то мир изменится». И что-то происходит. На несколько минут в городе появляется поэт-японец (актер одного из ранних фильмов Джармуша), и совершенно ясно, что Патерсон всю жизнь ждал этой встречи. Они говорят друг другу несколько слов. Японец исчезает, а Патерсон со своим непроницаемым лицом аскета отправляется спать. Ему не нужно быть интересным собеседником, обаятельным болтуном-эксцентриком. Он вообще не собирается кому-то нравиться.

Люди хотят поэзии на. Великий режиссер Джармуш в своем новом фильме превзошел сам себя

Как говорил Оскар Уайльд: «Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были обаятельными людьми. Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе совсем неинтересны. Великий поэт — подлинно великий — всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные — обворожительны. Чем слабее их стихи, тем эффектнее наружность и манеры. Если человек выпустил сборник плохих сонетов, можно заранее сказать, что он совершенно неотразим. Он вносит в свою жизнь ту поэзию, которую не способен внести в свои стихи. А поэты другого рода изливают на бумаге поэзию, которую не имеют смелости внести в жизнь».

Текст: Павел Матяж. Фото: kinopoisk.ru