Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тотальный анализ: в дома Уралмаша поставляют ржавую воду с марганцем

13 января 2015, 15:56
Тотальный анализ: в дома Уралмаша поставляют ржавую воду с марганцем
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Ни один образец из этого микрорайона не прошел лабораторный тест на соответствие нормам.

Каждую неделю мы нещадно забираем воду из-под крана в квартирах наших читателей. И отвозим на анализы в лабораторию «Скорой экологической службы». Каждую неделю — новый микрорайон. Для чего? Чтобы наглядно показать и доказать, что вне зависимости от места качество воды в городе неудовлетворительное. Пока что ни один микрорайон не порадовал результатами, и стабильно две пробы воды из трех проваливают тесты. На Уралмаш мы съездили до праздников и сейчас публикуем безрадостные результаты.

Машиностроителей, 20; Уральских Рабочих, 50а; Восстания, 93 — три разномастных дома на Уралмаше. Мы набрали девять бутылок из квартир и подвалов. Все для чистоты эксперимента.

Как обычно, итоги анализа наносим на карту. Зеленым отмечаем адреса, где и горячая, и холодная вода соответствуют всем нормам. Желтым — те, где хоть одна из проб не прошла тест. А красным — те, где химический состав и ГВС, и ХВС превышает установленные законом предельно допустимые значения.

На Уралмаше желтых и зеленых меток нет. Тут все красное.

Подробные результаты анализов — в таблицах ниже.

По всем трем адресам холодная вода превышает предельно допустимые показатели по марганцу. Превышает незначительно, но все же. Не зря же их назвали предельно допустимыми.

По двум адресам из трех горячая вода тоже провалила тест на марганец. И по всем трем, как обычно, не укладывается в норматив по цвету жидкости.

Чтобы понять, что значат все эти цифры, мы обратились к химикам. И попросили подробно объяснить, как проводятся лабораторные испытания воды и чем вредит человеку несоответствие нормам.

За ликбез для журналистки, прогуливавшей в школе химию, взялся наш постоянный лаборант. Валерий Ворсин сейчас заведует лабораторией в «СЭС». Валерий показал нам, что для проверки жидкости не нужны гигантские лаборатории. Стол, пробирки, коробочки с реагентами и современные машины — и всё, результаты готовы.

Прежде чем проводить эксперименты, Валерий напоминает основы: «В воде содержатся соли разной степени опасности. Чтобы понять, опасна доза солей или нет, мы высчитываем ее количество, растворяя соль. На растворимость соли влияет температура и pH (количество ионов водорода)».

Во-первых, человеку абсолютно чистая или дистиллированная вода не нужна и даже будет вредна. Для здорового метаболизма и функционирования всех органов необходимы соли, содержащиеся в жидкостях. Оттуда человек получает важнейшие элементы: железо, натрий, сульфаты и т.д.

Во-вторых, нельзя забывать о балансе. Отсутствие солей — плохо, но и высокая концентрация — тоже плохо. Например, если в воде слишком много хлора, то у человека начинаются проблемы с нервной системой, выпадают волосы, шелушится кожа. Избыточное количество железа? Получите головные боли, повышенную утомляемость, бессонницу, ослабление иммунитета.

Мы с Валерием проверяем холодную воду по семи показателям: pH, цветность, мутность, жесткость, наличие активного хлора, железа и алюминия. Начнем испытания с одного из самых опасных элементов — хлора.

Но прежде чем начинать измерение, определяем pH. Ведь от этого показателя зависит растворимость солей. А мы именно растворением и будем заниматься, чтобы понять, насколько опасна вода.

PH-метр работает просто. Через воду (Н2О) пропускают электрический ток и замеряют количество свободных ионов. Если больше ионов водорода (Н+), то среда кислая, если больше (ОН-) — щелочная. Прибор считает ионы и замеряет температуру и из этих двух показателей выводит нам итоговую цифру.

В щелочной среде соли оседают гораздо быстрее. Вот бежит по трубам вода с повышенным pH, соли железа в нем не растворяются и выпадают в осадок. Осадок железа — всем знакомый рыжий оттенок воды. Большая часть нерастворенных солей не доходит к нам в квартиры, а оседает в трубах. Со временем труба забьется, и в итоге — прорыв.

Задача Валерия — проверить, сколько в воде содержится растворенных соединений алюминия и железа и сколько активного хлора. Для всех веществ работает единый метод анализа — фотометрический. Рассказываем подробнее, как, например, получить показатель по активному хлору.

Сначала набираем из привезенной бутылки по 5 кубических сантиметров воды. Так, чтобы хватило на три пробирки. Если нужно определить количество железа, заранее растворяем соль серной кислотой.

Добавляем в пробирки реагенты. Для каждого вещества — свой реагент. Для железа — один, для алюминия — другой, для хлора — третий. Засыпанный порошок реагирует с выбранным нами хлором и окрашивает его в светло-розовый цвет.

Затем на тридцать секунд закидываем пробирки в центрифугу. В ней за минуту совершается 700 оборотов. Так окрашивание реагентом проходит гораздо быстрее. Если нет центрифуги, лаборант должен встряхивать стекляшки руками.

После головокружительного аттракциона пробирочка отдыхает несколько минут. А потом воду из нее заливаем в главный аппарат — фотометр «Эксперт-003». В нем происходит самое интересное.

Фотометр пропускает через окрашенную воду световые волны. Программа считает, сколько фотонов было выпущено и сколько достигло цели. По этой разнице высчитывается концентрация вещества в воде. Чтобы добиться объективной цифры, процедуру повторяют девять раз, поворачивая сосудик с жидкостью.

На полный химический анализ одного образца уходит около двух часов. Сначала кажется, что провести эксперимент может любой — есть инструкция, в ней написано, что делать; а вот как это сделать правильно — уже задача для профессионала.

— Откуда берется хлор в трубах? Это же из-за него так пахнет вода?
— Не совсем. Хлор придает резкость запаху. А пахнет вода водорослями. Как и алюминий, хлор добавляет «Водоканал» на западной фильтровальной станции. С их помощью воду из водохранилища очищают от водорослей и другой органики. Но частички водорослей все равно проходят фильтры и попадают в воду. Тогда она и пахнет как цветущее море. А хлор усиливает запах.

— Чем отличается цветность от мутности?
— Это два разных показателя. Мутность — это количество твердых микрочастиц в воде. А цветность — измерение насыщенности цвета, сам цвет неважен. Измеряются и мутность, и цветность по такому же принципу, через фотометр. Только никакие реагенты не нужны.

— А жесткость — это что?
— Это количество растворенных в воде минералов, например, карбонатов кальция и магния. Если проще — это известняк, мел, гранит. Вот когда вы сравните вкус воды из-под крана и после фильтра-кувшина, поймете, что такое жесткость. После фильтра вода мягче, она менее горькая, что ли. Кто-то любит жесткую воду, но это опасно. Карбонаты не всегда растворяются в желудке человека, проходят дальше и оседают в почках. Камни в почках появляются как раз у тех, кто пьет жесткую воду.

На следующей неделе мы опубликуем итоги теста воды из квартир Пионерского поселка. Мы уже получили результаты. Забегая вперед, признаемся, что таких плохих оценок холодной воды мы еще нигде не видели.

Текст: Ольга Татарникова
Фото: Дмитрий Горчаков

Инфографика: Сергей Логинов
За лабораторный анализ холодной воды благодарим компанию «Скорая экологическая служба» и ЕМУП «Водоканал».
За анализ горячей воды — ЕМУП «Водоканал».