Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Глава свердловской ГИБДД сообщил о снижении на 49% числа аварий из-за превышения скорости. Это неправда

2 июня 2023, 15:21
Глава Управления ГИБДД по Свердловской области Алексей Спиридонов внезапно отчитался о рекордном снижении числа аварий, связанных с нарушением скоростного режима на дорогах региона. По его словам, во многом это заслуга мобильных комплексов фиксации нарушений и показатель эффективности их работы. У редакции 66.RU для Алексея Викторовича есть неприятная новость – озвученная им информация не подтверждается данными официальной статистики его же ведомства.

Заявление главы регионального управления Госавтоинспекции прозвучало в ответ на вопрос о мобильных комплексах фиксации нарушений правил дорожного движения. В этом году такие комплексы не только представляют собой треноги на обочинах дорог, но и курсируют по трассам на специальных автомобилях. Алексей Спиридонов назвал действительно впечатляющую цифру.

«[С введением мобильных комплексов] на 49% снизилось число аварий, связанных с превышением скоростного режима», — сказал он (цитата по E1.RU).

Абсолютных чисел глава областного Управления ГИБДД не раскрыл, временной отрезок, на котором было зафиксировано такое падение аварийности, — тоже. Но начало активной работы мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений на дорогах Свердловской области приходится на 2017–2018 годы.

Официальная статистика ГИБДД открыта и доступна, но прежде чем начать с ней разбираться, необходимо немного поговорить о терминологии. Строго говоря, открытые данные Госавтоинспекции крайне редко отмечают в списке нарушений ПДД, допущенных участниками дорожно-транспортного происшествия, «Превышение установленной скорости движения». Это объяснимо. Практически невозможно зафиксировать, двигался ли улетевший в кювет автомобиль со скоростью выше скоростного ограничения, установленного на том или ином участке дороги.

К примеру, в 2022 году на дорогах Свердловской области произошло 2673 ДТП. «Превышение установленной скорости движения» указано лишь в 8 учетных карточках. В 2018 году это нарушение было зафиксировано в 14 учетных карточках (на 2866 ДТП). Сейчас скатимся до абсурда, но снижение за этот период, если уж в лоб заходить, составило -43%. Математически — точно, статистически — полный бред. Не хочется верить, что Алексей Спиридонов оперировал чем-то вроде этого.

В реальности чаще всего в учетные карточки ДТП вносят другое нарушение — «Несоответствие скорости конкретным условиям движения». И именно о нем говорит та же пресс-служба Управления ГИБДД по Свердловской области, которая в январе 2023 года, отвечая на вопросы о работе мобильных комплексов, подчеркивала, что главной причиной дорожно-транспортных происшествий в Свердловской области, случившихся по вине водителей, было остается превышение скорости движения — 746 ДТП, что составило треть от всех автомобильных аварий.

«Больше всего погибших и пострадавших — в ДТП из-за превышения скорости движения (113 человек погибли и 947 получили травмы)», — отмечали в пресс-службе (данные за 2022 год, цитата по E1.RU).

Есть два момента. Первый — «Несоответствие скорости конкретным условиям движения» вообще не означает превышения установленной на участке автомобильной дороги скорости, поэтому не совсем понятно, при чем тут вообще работа мобильных комплексов (на обледеневшей трассе автомобиль улетит в кювет и на скорости в 40 км/ч).

А второе — с момента начала работы комплексов фиксации нарушений (как мобильных, так и стационарных) число таких ДТП не то что не сократилось, оно кратно выросло, а уж в 2022 году и вовсе стало рекордным — как по числу аварий, так и по числу погибших в них.

Глава свердловской ГИБДД сообщил о снижении на 49% числа аварий из-за превышения скорости. Это неправда
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Ну хорошо, а что с общей аварийностью? Да, она снижается с 2019 года. Снижается общее число ДТП, снижается число тяжелых аварий и аварий с погибшими, смертей на дорогах действительно становится меньше. Есть только вопрос — это заслуга работы камер автоматической фиксации нарушений или все же более тривиальные вещи — так или иначе приведенные в порядок дороги и автомобили, активная и пассивная безопасность которых с годами только растет.

Глава свердловской ГИБДД сообщил о снижении на 49% числа аварий из-за превышения скорости. Это неправда
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

С конца 2016 года по март 2023 года власти Свердловской области заключили 15 контрактов на поставку информации с камер фиксации нарушений. До августа 2020 года Управление автодорог закупало исключительно фотоматериалы, позволяющие наказать водителей за нарушения ПДД, после этого начало закупать любые снимки с камер.

Единственным оператором камер автоматической фиксации нарушений на дорогах Свердловской области с момента их появления выступает компания «УГМК-Телеком», на 90% принадлежащая Уральской горно-металлургической компании — крупнейшему производителю меди в России. За несколько лет работы комплексов автоматической фиксации нарушений «УГМК-Телеком» получил из регионального бюджета 5,3 млрд рублей. Последний контракт с компанией на сумму в 500 млн рублей Управление автомобильных дорог Свердловской области заключило в марте 2023 года.

После публикации этого материала с редакцией 66.RU связалась пресс-служба Управления ГИБДД по Свердловской области, попросив обнародовать свой комментарий:

«Госавтоинспекция Свердловской области сообщает, что сведения, размещенные в данной статье, не соответствуют действительности. Главный госавтоинспектор региона Алексей Спиридонов информировал общественность о снижении аварийности на участках дорог, где работают мобильные комплексы фото и видео фиксации нарушений ПДД «Кордон-Про», которые были введены в эксплуатацию с ноября 2022 года. «Кордон-Про» — это передвижные комплексы, установленные в автомобилях и имеющие функцию фиксации административных правонарушений в движении», — сообщили в пресс-службе.

Редакция 66.RU, в свою очередь, просит все же уточнить несколько моментов:

  • на каких конкретно участках работали мобильные комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД «Кордон-Про», что были введены в эксплуатацию с ноября 2022 года;
  • на сколько в абсолютных числах (количестве случаев ДТП, а не в процентах) сократилось количество аварий на этих участках.

UPD: В свердловской Госавтоинспекции сообщили: «С ноября 2022 года мобильный комплекс «Кордон-Про» начал работу с 14 км по 80 км региональной автодороги «Екатеринбург- Реж-Алапаевск». Эффективность работы указанного комплекса показала, что за 6 месяцев (с ноября 2022 г. по апрель 2023 г.) аварийность на данной трассе (в том числе ДТП с материальным ущербом) снизилась на 49%. Число аварий, связанных с превышением скоростного режима на данном участке, снизилось с 45 до 23. Работа остальных мобильных комплексов фото и видеофиксации нарушений вводится Госавтоинспекцией поэтапно с начала текущего года».

«Таким образом, в Свердловской области, благодаря принятым УГИБДД профилактическим мерам, действительно удалось снизить аварийность на дорогах», — добавили в Управлении Госавтоинспекции ГУ МВД России по Свердловской области.